Navigation bar
  Print document Start Previous page
 879 of 1766 
Next page End  

провала или обрыва. Детей в возрасте от 6 до 14 месяцев помещали в центр стеклянной плоскости, и
мать малыша просила его подползти к ней. Дети в подавляющем большинстве предпочитали «ровную»
плоскость «обрыву», демонстрируя тем самым, что они уже различают глубину, но крайней мере, к
тому моменту, когда начинают ползать.
Когда в экспериментах с «визуальным обрывом» стали использовать приборы для регистрации
частоты сердечных сокращений, обнаружилось, что уже 2-месячные младенцы способны различать
«мелкую» и «глубокую» стороны установки. Однако, хотя эти результаты доказывают существование
восприятия глубины в очень раннем возрасте, они не позволяют сделать однозначный вывод о
врожденном характере этого вида восприятия у детей. И все же, когда детеныши животных, к примеру,
козлята демонстрируют восприятие глубины в возрасте всего одного дня (!), это подтверждает
возможный вывод о том, что такое восприятие является врожденным и у людей.
Восприятие паттернов. Для определения того, способны ли младенцы различать паттерны,
использовалась методика зрительного предпочтения. Этот метод заключается в предъявлении
младенцам двух различных плоских изображений (узоров, орнаментов и т. п.). Наблюдая за младенцем
через смотровое отверстие и регистрируя направление его взора, экспериментатор может определить, на
какой из паттернов младенец больше смотрит. Предпочтение одного паттерна другому свидетельствует
о способности младенца визуально различать их.
Пионерские исслед. Фанца были посвящены изучению зрительных предпочтений младенцев в
возрасте нескольких дней. Оказалось, что малыши демонстрируют неожиданно высокую остроту
зрения, или способность различать мелкие детали. Особый интерес вызвала способность младенцев
выделять паттерны, напоминающие челов. лицо, из прочих паттернов. Эти данные позволили
предположить, что лица наделены неприобретенным (unlearned), первичным значением, к-рое
младенцы «понимают» уже через несколько дней после рождения. К 2 месяцам младенцы
демонстрируют явное предпочтение похожим на челов. лицо паттернам в сравнении с изображением
лица с измененным местоположением элементов (глаз, носа, рта и т. д.) или с паттерном, не похожим на
лицо, но эквивалентным ему по суммарной стимульной энергии. Др. исслед. показало, что уже в 3
месяца ребенок способен узнать лицо своей матери на фотографии.
Обнаружение новых стимулов. Привыкание возникает, когда повторяющийся стимул
становится знакомым и больше не вызывает ответной реакции. Изменение уровня реактивности при
предъявлении др. стимула свидетельствует о том, что различие между старым и новым стимулами было
обнаружено. Т. о., сравнение реакций на знакомый и новый стимулы дает нам др. подход к изучению
перцептивного мира младенца. Из множества исслед., в к-рых применялась эта методика, становится
очевидным, что замену старого стимула на новый можно использовать для возврата интереса младенца
почти с момента рождения. Отсюда можно сделать вывод: младенцы — отнюдь не пассивные
реципиенты средовой стимуляции, они реагируют на новизну и изменения.
К множеству перцептивных процессов, для исслед. к-рых применялась методика привыкания,
относится и восприятие цвета. Когда 4-месячные дети привыкали к световому раздражителю с
определенной длиной волны, они вновь обнаруживали интерес к световому раздражителю, если его
длину волны изменяли таким образом, чтобы он воспринимался взрослыми как стимул др. цвета, —
свидетельство того, что младенцы обладают цветовым зрением, сходным с таковым у взрослых.
Активный поиск зрительной стимуляции. Исслед. активного включения младенцев в поиск
зрительной стимуляции проводились с помощью методик, использующих склонность маленьких детей
сосать попавшие в рот объекты. В таких исслед., в качестве награды за более энергичное или частое
сосание пустышки (датчика, чувствительного к изменениями силы и частоты сосательных движений),
младенцу показывали с помощью специального проектора определенные видовые картины. Оказалось,
что младенцы сосут пустышку более интенсивно, чтобы иметь возможность рассматривать
изображение на экране. В др. исслед. обнаружилось, что младенцы способны изменять режим сосания с
целью получения возможности рассматривать четкие изображения вместо расплывчатых. Эти и др.
исслед. показали, что младенцы обладают высоко развитыми зрительными умениями с момента или
вскоре после рождения. Можно ли это сказать в отношении не только видимого, но и слышимого
младенцем мира?
Слуховые умения младенца
Младенцы способны слышать, так же как и видеть, с самого рождения. Вряд ли стоит
удивляться, что большинство исслед. слуха младенцев было сосредоточено на изучении восприятия
речи. Представляет интерес тот факт, что так же как младенцы реагируют на челов. лицо очень рано,
они, по-видимому, столь же рано настроены особым образом на восприятие речи и челов. голоса.
Hosted by uCoz