Navigation bar
  Print document Start Previous page
 886 of 1766 
Next page End  

На данный момент невозможно сделать вывод о том, что недостаточное питание на ранних
этапах жизни служит причиной получения сниженных интеллектуальных показателей в исслед., где
наблюдался этот эффект. К числу др. факторов, к-рые в этих случаях бесспорно способствуют
снижению интеллектуальных показателей, относятся низкий уровень гигиены и мед. помощи в пре- и
постнатальном периодах развития, ограниченный словарный запас родителей и плохое обращение с
детьми.
В исслед. воздействия голодания на взрослых не было выявлено никаких изменений в
результатах выполнения тестов интеллекта и сенсорного различения. Имело место неблагоприятное
влияние голодания на отношение к тестированию и инициативность, что, вероятно, сказывалось на
снижении произвольной интеллектуальной деятельности. Испытуемые жаловались на вялость, плохую
концентрацию и недостаток сообразительности.
См. также Нарушения приема пищи, Недостаточное/неправильное питание
Б. М. Торн
Планы исследований на одном объекте (single-subject research designs)
П. и. на о. о. предполагают тщательное изучение одного организма, проводимое непрерывно или
периодически в течение установленного времени. Таким организмом или объектом изучения
(испытуемым, подопытным экземпляром и т. д.) может выступать отдельное животное или некая
молярная единица, такая как промышленная орг-ция. Есть ситуации, в к-рых разумнее, удобнее, этичнее
и/или дешевле тщательно изучить один или неск. объектов, чем проводить исслед. на большой выборке.
Осн. различие между планами исслед. на группах и на одном объекте заключается в том, что групповые
планы обычно предполагают проведение одного или всего неск. наблюдений над каждым отдельным
объектом, тогда как планы с одним объектом требуют проведения мн. наблюдений над одним объектом
в течение установленного времени. Те же 3 категории планов, а именно, а) корреляционные, б)
квазиэкспериментальные и в) экспериментальные, к-рые часто используются для систематизации
различных типов групповых планов, можно применить и для классиф. различных планов с одним
объектом.
Корреляционные планы
Корреляционные планы с одним объектом требуют формирования совокупности показателей,
полученных в течение заданного времени (временной ряд) по изучаемой зависимой переменной, и,
кроме этого, либо серии показателей по нек-рой др. переменной, полученных в тех же временных
точках (сопутствующий ряд), либо регистрации событий, происходящих в границах временного ряда.
Цель последующего анализа — определить, связаны ли изменения во временном ряду зависимой
переменной с изменениями в сопутствующем ряду или с зарегистрированным появлением событий.
Если связь выявлена (посредством визуального или статистического анализа), это может привести к
гипотезе о том, что изменчивость зависимой переменной во времени была вызвана сопутствующей
переменной. В отличие от квазиэкспериментальных и экспериментальных планов, корреляционный
план не предполагает эксперим. манипулирования независимой переменной.
Квазиэкспериментальный план
Квазиэкспериментальный АБ-план состоит из двух этапов: этапа определения базиса или фона
(а) и этапа эксперим. вмешательства (б). Во время первого этапа собираются данные для
характеристики поведения до вмешательства (воздействия или, по-другому, обработки). Объем
базисных данных, собираемых на первом этапе, зависит от вида изучаемого поведения, типа объекта
(испытуемого), ситуационных переменных и др. аспектов планируемого эксперимента, однако есть
одно полезное правило — набрать столько данных, сколько нужно для получения четкой картины
стационарности поведения. После сбора базисных данных экспериментатор производит вмешательство
и продолжает сбор данных в течение второго этапа. Будет ли вмешательство (воздействие, обработка)
производиться на протяжении всего этого этапа или только в самом его начале (кратковременное
воздействие), зависит от природы вмешательства, характера зависимой переменной и цели исслед. Если
во время осуществления вмешательства изменяются др. условия эксперимента, изменение зависимой
переменной на этапе Б (относительно А) будет носить характер смешанного эффекта. Осн. недостаток
АБ-плана заключается в том, что часто трудно установить, изменилось ли к.-л. условие, помимо
эксперим. вмешательства, в промежутке между этапами А и Б.
Экспериментальные планы
Ниже описываются 4 эксперим. плана с одним объектом; существуют и другие, но все они
Hosted by uCoz