Navigation bar
  Print document Start Previous page
 888 of 1766 
Next page End  

степени испытываемого огорчения) путем повторных наблюдений (измерений) поведения одного
объекта (испытуемого) в двух или неск. ситуациях (напр. дома и в школе). На втором этапе одно
воздействие осуществляется в первой ситуации, а другое — во второй ситуации. В каждой ситуации
воздействия чередуются или производятся в случайном порядке в течение времени, отведенного на
реализацию второго этапа плана. Если на этом этапе одно из воздействий идентифицируется как
наиболее эффективное, на третьем этапе только это воздействие может применяться во всех ситуациях,
чтобы подтвердить его главный эффект. Осн. преимущество плана с чередующимся воздействием
состоит в том, что за короткий период времени можно изучить неск. воздействий и не обязательно
задерживать все воздействия до тех пор, пока будут собраны данные базисного уровня. Недостаток
этого плана в том, что его логика диктует использование воздействий с очень быстрыми эффектами, к-
рые не затягивались бы настолько, чтобы загрязнять др. воздействия. «Унаследованные» эффекты и
интерференцию многократных воздействий трудно исключить из списка проблем интерпретации
данных, полученных с применением такого плана. Др. его разновидности связаны с изучением
результатов одного воздействия на множество независимых переменных, а тж включают планы с более
сложной структурой, в к-рых предполагается использование множественных воздействий,
множественных зависимых переменных и/или множества идентичных объектов (испытуемых).
Сравнение планов исследования на одном объекте и на группах
Решаемая задача. На общем уровне, и те и др. планы дают ответ на следующий вопрос: имеет
ли место эффект воздействия (обработки, вмешательства)? Различаются же эти два вида планов тем, как
определяется и исследуется искомый «эффект». План с одним объектом позволяет получить важную
информ. о характере изменения во времени, тогда как межгрупповой план дает оценку величины
вмешательства для строго определенной совокупности объектов (испытуемых).
Можно привести веский аргумент в пользу того, что сущность процесса воздействия (обработки)
желательно сначала изучить, применяя П. и. на о. о. Если эффективное вмешательство разрабатывается
посредством тщательного изучения изменений в поведении одного испытуемого, есть все основания
предполагать, что оно будет эффективным и для других, т. к. наилучшая гарантия воспроизводимости
результатов — понимание факторов, воздействующих на изменение поведения. После того как
вмешательство или комплекс воздействий разработан с использованием планов с одним объектом,
часто для доказательства его эффективности в итоговом исслед. применяют групповой план.
Проблемы сбора данных. Хотя и бывает желательно пройти весь путь от использования планов
с одним объектом для усовершенствования вмешательства до применения групповых планов с целью
получения его итоговой оценки, выбор плана обычно продиктован реальными условиями проведения
исслед. и характером изучаемых переменных. Реально осуществимым П. и. на о. о. становится в тех
случаях, когда: а) испытуемый (объект) доступен для многократного наблюдения в течение
приемлемого для исследователей времени и, к тому же, согласен участвовать в исслед.; б) воздействие
может применяться многократно или непрерывно; в) обстановка, в к-рой ведется наблюдение за
испытуемым (объектом) и производится воздействие, остается относительно постоянной на протяжении
всего эксперимента; г) зависимая переменная позволяет проводить многократное или непрерывное
измерение. Есть много переменных, — как независимых, так и зависимых, — к-рые трудно (или
слишком дорого) применять и измерять многократно. Когда экспериментатору приходится иметь дело с
такими переменными, групповой план может оказаться единственно возможным выбором. Правда,
планам исслед. на группах присущи свои ограничения. Рандомизированные групповые планы, напр.,
часто не удается реализовать из-за невозможности случайного распределения испытуемых по эксперим.
условиям или просто из-за нехватки испытуемых. Когда непрерывное воздействие и измерение
невозможны, но при этом все же можно собрать данные по неск. периодам воздействия и измерения для
неск. испытуемых, целесообразно использовать групповые планы с повторными измерениями.
Анализ данных. Исторически сложилось так, что именно групповые планы оказались
связанными с использованием статистического вывода как главного способа анализа данных. Что
касается П. и. на о. о., то они традиционно предполагали использование визуального анализа данных,
представленных в виде графиков. Совр. вычислительные методы позволяют — в целях упрощения
интерпретации — представить в графической форме данные, полученные даже на очень больших
выборках, и мн. из этих методов тж пригодны для статистического анализа данных исследования на
одном объекте (испытуемом).
См. также Экспериментальные планы, Методология (научных) исследований
Б. Хьютема
Hosted by uCoz