Navigation bar
  Print document Start Previous page
 892 of 1766 
Next page End  

круга, т. к. наличие симптома влечения к азартной игре является единственным доказательством
наличия болезни. Хэнкофф считает, что модель болезни может освобождать игрока от ответственности
за к.-л. самостоятельные действия по разрешению этой проблемы. Херман, тж исследовавший и
отвергший мед. модель, говорит, что навешивание ярлыков людям может в действительности лишь
усугублять эту проблему.
Поведенческий подход. Т. Нэпп применил осн. принципы оперантного поведения для
объяснения устойчивости азартного игрового поведения, утверждая в частности, что поскольку делание
ставок лишь изредка подкрепляется выигрышами, азартное поведение возникает вследствие
прерывистых или частичных режимов подкрепления. Известно, что такие режимы подкрепления
приводят к выработке чрезвычайно устойчивых к угасанию форм поведения.
Поведенческие психологи иногда опираются на модель «аддиктивного поведения», в к рой
азартное поведение рассматривается наравне со мн. др. зависимостями подобного рода или
разновидностями вредных привычек. Р. Виктор утверждал, что аддиктивное азартное поведение
является результатом взаимодействия определенных личностных характеристик и режимов
подкрепления, тем самым предлагая возможность компромисса между мед. и поведенческим
подходами.
Лечение патологического азартного поведения. Совр. методы лечения в основном опираются
на групповую психотер., просвещение, терапию различными видами деятельности и разработку планов
возвращения денежных долгов, возникших в результате игры. Д. Лестер провел анализ др.
поведенческих методов, таких как аверсивная терапия, в к-рой делание ставок связывается с ударом
электрическим током, и парадоксальная интенция, при к-рой терапевт предписывает пациенту играть в
соответствии со строгим режимом, разработанным терапевтом. Однако патологическое азартное
поведение зачастую демонстрирует высокую устойчивость в отношении любых форм лечения.
См. также Аддиктивный процесс, Лечение алкоголизма
Дж. Тейбер
Поведение приматов (primate behavior)
Поскольку отряд Primates насчитывает более 200 видов, вес к-рых колеблется от 100 г до более
чем 100 кг, их ареалы обитания распространены от тропических дождевых лесов до зоны умеренного
климата с обильными снегопадами, а их соц. группы варьируют от двух до неск. сотен особей, ведущих
и ночной, и дневной образ жизни, трудно ожидать у представителей этого отряда одинакового
поведения. Однако существует ряд сходных особенностей развития, а тж общих физ., сенсорных,
моторных и, следовательно, поведенческих характеристик, типичных для мн. видов приматов, что
позволяет нам увидеть нек-рые черты сходства в их поведении.
Одна из общих характеристик приматов заключается в том, что самки, как правило, рождают
одного детеныша, и у последних нет родных братьев и сестер одного с ними возраста, а следовательно
нет ни товарищей, ни соперников в период роста. Тем не менее, детеныш не остается без внимания,
поскольку новорожденные у мн. видов вызывают интерес др. взрослых и полувзрослых самок или
молодняка. Более того, у приматов обычно отмечается длинный период детства и юности, к-рый длится
у мн. видов неск. лет; следовательно, существует тесная и продолжительная зависимость от матери. В
течение этого периода самец защищает беспомощную, занятую только уходом и присмотром за
детенышем самку. Т. о., между ними устанавливаются тесные связи, сохраняющиеся на протяжении
всей жизни. Долгий ювенильный период дает возможность молодежи изучить правила соц.
стратификации и коммуникации, приобрести знания об окружающей среде (расположении мест
водопоя, границах домашней территории и строительстве гнезда, если для данного вида характерно его
наличие), а тж приобрести физ. навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Еще одной
характеристикой мн. приматов яв-ся многообразие поз и способов передвижения, что особенно
характерно для обезьян.
Самой замечательной характеристикой нек-рых видов приматов яв-ся верхняя граница их
способности к когнитивным достижениям. Они обладают способностью представлять и
модифицировать информационный входной сигнал на внутреннем уровне, что позволяет им
реагировать на раздражитель после того, как он исчез, распознавать сигналы, значение к-рых меняется в
зависимости от обстоятельств, идентифицировать раздражитель (напр. при ощупывании вслепую
отличать шар от др. объемных фигур после того, как его показали им (кросс-модальный перенос)). Др.
виды когнитивной деятельности включают использование символов как средства коммуникации.
Hosted by uCoz