Navigation bar
  Print document Start Previous page
 900 of 1766 
Next page End  

терапии. Не решен вопрос о том, адекватно ли применение господствующих концепций обусловливания
для объяснения скрытых, внутренне регулируемых процессов. В ряде случаев предлагалось расширить
теорет. основы П. т. за счет включения знаний, заимствованных из соц. психол., физиологии и
социологии, чтобы не ограничиваться исключительно рамками теории научения, сводящегося к
выработке условных связей. Это означало бы радикальное изменение нек-рых предпосылок П. т.
Объединяющим фактором в П. т. обычно считается ее происхождение из экспериментально
установленных процедур и принципов, соответствующих типичной методологии науки о поведении. К
сожалению, многое в П. т. опирается на ограниченные научные доказательства. П. т. в лучшем случае
основана на эмпирическом подтверждении, а не на выводах из теории, иногда же — на чем-то, мало
превосходящем обычные представления практикующего врача, полученные из клинического опыта.
Сван и Мак Доналд нашли, что П. т. в том виде, как она действительно проводится, не всегда
соответствует теориям и принципам, о к-рых заявляют занимающиеся ею практики.
Роль когнитивных факторов в поведенческой терапии
Ранние поведенческие терапевты решительно отвергали все формы когнитивного влияния,
возможно ради желания избавиться от всего, что имеет привкус ментализма. В течение двух
десятилетий эта ситуация изменилась кардинальным образом, так что П. т. в 80-е гг. испытала муки
обновления в т. н. «когнитивной революции». Переоценка роли процессов и продуктов познания
вызвала значительные разногласия и споры в рядах поведенческих терапевтов. Для нек-рых из них
когнитивные процессы и продукты яв-ся не элементами поведения, а гипотетическими конструктами,
используемыми для объяснения отношений между окружающей средой и поведением. Для других
когнитивные факторы представляют собой неотъемлемый компонент П. т., к-рый должен получить
объяснение либо на основе какой-то известной формы обусловливания, либо на основе введения не
сформулированного еще дополнительного теорет. понятия.
Отношения между когнитивными факторами и поведением остаются все еще недостаточно
ясными. Все виды терапии, вероятно, яв-ся одновременно когнитивными и поведенческими в той или
иной степени. Большую ясность сможет внести лишь дальнейшее развитие адекватной технологии
комплексного исслед. связей мозга, поведения и познания.
В действительности все совр. процедуры П. т. предполагают какое-то когнитивное воздействие.
Большинство поведенческих терапевтов отвергает радикальный или метафизический подход в пользу
той или иной формы методологического бихевиоризма. Более адекватно рассматривать совр.
поведенческих терапевтов как ориентирующихся скорее на наблюдаемое поведение, а не на теорию
бихевиоризма. Тем не менее, дебаты по поводу бихевиоризма в П. т. далеко не утихли и вопрос о том,
что яв-ся и что не яв-ся в ней философски обоснованным, остается предметом живейших споров.
Некоторые специалисты, признавая невозможность философского или концептуального
объединения психоан. и П. т., тем не менее настаивают на возможности и желательности какой-то
формы взаимодействия этих направлений на уровне практики.
См. также Бихевиоризм, Модификация поведения, Классическое обусловливание, Когнитивные
терапии, Оперантное обусловливание
С. М. Фрэнкс
Поведенческая терапия (behavior therapy)
В психологии встречается целый ряд терминов, часто используемых как взаимозаменяемые, хотя
они в той или иной степени различаются по своему происхождению и значению: П. т., модификация
поведения, поведенческая инженерия, воздействие на поведение, прикладной анализ поведения,
бихевиоризм, когнитивная модификация поведения, обусловливание, оперантное обусловливание, SR
(стимульно-реактивный) подход, соц. научение, заместительное (vicarious)
научение, подкрепление,
ситуационный менеджмент, контроль стимулов и мультимодальная терапия.
Первым известным источником, в к-ром появился термин П. т. (behavior therapy), был научный
отчет Линдсли, Скиннера и Соломона (1953) о применении результатов своих исслед. оперантного
обусловливания в лечении психически больных. Линдсли, предложивший этот термин Скиннеру,
исходил из простоты понятия «поведение» и связи, через слово «терапия», с др. методами лечения.
Независимо от этого первого употребления термина П. т. и независимо друг от друга, А. Лазарус
использовал термин П. т. для обозначения применения методики «реципрокного торможения» Вольпе в
лечении больных неврозами, а Г. Айзенк — для обозначения приложения «совр. теории научения» к
поведению невротиков. Наблюдения Айзенка основывались на процедурах, применяемых группой
Hosted by uCoz