Navigation bar
  Print document Start Previous page
 906 of 1766 
Next page End  

Возможности взрослого чел. значительно изменяются в зависимости от времени, и некоторые
колебания оказываются достаточно регулярными, чтобы называться ритмическими. К наиболее
очевидным П. р. ч. относятся суточные или циркадные ритмы, наглядно иллюстрируемые множеством
различий между состояниями сна и бодрствования. Однако ссылка на период сна дает неполное
описание 24-часового ритма. Если состояние бодрствования искусственно навязывается в ночные часы,
то такие функции, как вигильность, распознавание паттернов, время реакции, координация и решение
задач существенно ухудшаются в период 3—4 часов ночи по сравнению с обычным временем челов.
деятельности. Этим объясняется, по крайней мере частично, более низкая производительность труда и
более высокий процент несчастных случаев на производстве в ночную смену по сравнению с дневной.
Кроме того, когда в обычные часы бодрствования проводятся равномерно распределенные во времени
многократные тесты, средние результаты выполнения относительно простых заданий, как правило,
лучше в более поздние, чем в ранние часы тестирования, причем разница достигает 20%.
Предпринимались попытки связать эти поведенческие циклы с такими биолог. циклами, как
выработка надпочечниками кортикостерона и динамика температуры тела.
Не всякая деятельность улучшается на протяжении дня. Увеличение объема оперативной памяти
на цифры в период с 8.00 до 10.30 сменяется устойчивым снижением, несмотря на продолжающееся
повышение температуры тела; да и при решении более интеллектуальных задач, самые высокие
показатели, по всей вероятности, достигаются в первом утреннем тесте. В качестве рабочей гипотезы
высказывалось предположение, что при низкой нагрузке на память имеет место прямая связь между
выполнением (performance)
и температурой, а при высокой нагрузке на память эта связь становится
обратной.
При нормальных условиях различные функции индивидуума находятся в относительно
постоянных временных отношениях друг к другу и к циклу сон—бодрствование. Когда происходит
изменение социально обусловленного графика жизни, как в случае перевода работника из дневной
смены в ночную или быстрого перемещения через несколько часовых поясов, приспособление
некоторых функций к новому режиму происходит практически сразу, тогда как у других функций этот
процесс может занять несколько дней. В течение этого переходного периода обычные временные
отношения между функциями с необходимостью утрачиваются, и возникает состояние так называемой
внутренней десинхронизации, к-рое может приводить к разного рода соматическим и психол.
расстройствам.
Меньше известно о более коротких циклах поведения, накладывающихся на циркадные ритмы.
Был установлен базисный цикл работы и отдыха (basic rest / activity cycle, BRAC) продолжительностью
от 90 до 100 минут, отражающий не только ритмическое появление эпизодов быстрых движений глаз во
время сна, но изменения множества показателей выполнения в период бодрствования.
Для многих лабораторных животных были составлены графики ритмов, приблизительно
соответствующих периодичности приливно-отливных, лунных и сезонных явлений природы. Что
касается людей, анализ демографических данных обнаруживает систематические сезонные вариации
показателей рождаемости, общей смертности и самоубийств. Некоторые показатели, по-видимому,
статистически значимо связаны с географической широтой, а в некоторых странах обнаружена
поразительная согласованность показателей в течение десятилетних периодов. Природу средовых
факторов, порождающих такие закономерности, как и природу способности организма реагировать на
них, нам еще предстоит установить.
См. также Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Циркадный ритм,
Производительность труда работника, Ритм
Ф. Фингер
Поведенческий контраст (behavioral contrast)
П. к. относится к изменению поведения в результате перехода от одного условия подкрепления к
другому. Это феномен исследуется с использованием процедур отдельных попыток и процедур
свободного реагирования (оперантных). Процедура отдельных попыток (discrete-trial procedure), такая
как прохождение лабиринтов, ограничивает реагирование специфической, задаваемой извне ситуацией,
тогда как в условиях оперантного научения реакции не ограничиваются, по крайней мере внутри
широких пределов пространства и времени. При использовании процедуры отдельных попыток
животные подкрепляются в случайной ситуации и затем получают более или менее благоприятное
условие подкрепления в той же самой ситуации. Последовательный положительный контраст
Hosted by uCoz