Navigation bar
  Print document Start Previous page
 914 of 1766 
Next page End  

квалифицированного проведения и интерпретации тестов, разработанных специально для того, чтобы
выявлять нарушения органического происхождения.
См. также Головной мозг, Лоботомия, Органические церебральные синдромы, Психохирургия
М. Оскар-Берман
Повторение (rehearsal)
П. яв-ся произвольной или требующей волевых усилий обработкой информ. для удержания ее в
памяти. П. в более широком смысле — заучивания наизусть, приводящее к определенного рода
упрочению (памяти), сыграло видную роль в истории психологии. До зарождения научной психологии
в XIX столетии, такие философы как А. Бэн и Дж. С. Милль, предполагали, что более частые П. создают
более сильные связи между представлениями. П. также яв-сь центральным понятием во мн. совр.
теориях научения. Напр., К. Халл и Б. Ф. Скиннер проводили эмпирические исслед. связей между
повторениями поведения и частотой его вознаграждения.
С тех пор как исслед. когнитивных процессов памяти стали важным предметом психологии, П.
изучалось в форме намеренного повторения материала, чтобы определить роль этого процесса в
сохранении. Мн. из этих работ были посвящены изучению роли П. в сохранении вербального
материала, хотя отмечено растущее число исслед. влияния П. на сохранение невербального материала.
Пионерские исследования повторения при запоминании. Эмпирические работы Г.
Эббингауза, посвященные исслед. связей между П. и рядом характеристик вербального материала, все
еще сохраняют свое значение и представляют интерес для совр. психологов. Используя список
бессмысленных слогов (триграмм «согласная—гласная—согласная», образующих несловесные
сочетания, такие как воп), Эббингауз обнаружил, что по мере увеличения числа заучиваемых слогов в
сериях возрастает и число повторений или общее количество попыток заучивания, необходимых для
однократного безошибочного воспроизведения списка. Эббингауз также установил, что чем больше П.
во время первоначального заучивания, тем больше экономия («сбережение») времени (и числа
повторений) во время доучивания списков, спустя 24 часа, до достижения того же критерия
выполнения.
Повторение и кратковременная память. Одно различие между системами памяти, к-рое
должно учитываться в связи с П., касается разграничения кратковременной и долговременной памяти.
Существование долговременной памяти легче понять интуитивно, так как мы без особого труда можем
вспомнить события, происходившие много лет назад.
Однако существование кратковременной памяти менее очевидно. Представьте себе, что вы
стоите в телефонной будке, чтобы сделать важный звонок. Вы только что позвонили в службу информ.,
чтобы узнать нужный номер и набрали его. Тот факт, что вы можете помнить номер достаточно долго,
чтобы набрать его, несколько секунд, становится возможным благодаря кратковременной памяти.
Продолжим развивать этот сценарий. После набора номера вы слышите сигнал «занято». Возможно, что
номер забудется, если не произойдет что-то еще (напр., вы начнете повторять номер про себя).
Информ., удерживаемая в кратковременной памяти достаточно долго для ее использования, может быть
забыта, если ее затем не повторяют. Это приводит к следующему вопросу: как долго можно удерживать
информ. в кратковременной памяти без П.?
В классическом эксперименте, спланированном для ответа на этот вопрос, испытуемых просили
запомнить простой стимул (напр., трехбуквенную комбинацию, такую как chj).
Запоминание простого
стимула может показаться легкой задачей, однако, после предъявления такого стимула, испытуемых
просили отсчитать в обратном порядке от 3 до 18 с (интервал сохранения). По окончании этого периода,
испытуемых просили припомнить стимул. Чем
дольше был интервал сохранения, тем хуже было
выполнение, а после 12 с стимул вспоминали редко. В действительности, обратный отсчет создавал
помеху повторениям стимула, так что он был утерян из памяти.
В повседневной жизни люди редко имеют дело с обратным отсчетом, но они сталкиваются с тем,
что их отвлекает (др. стимулы, на к-рые они обращают внимание). Напр., в телефонной будке, кто-то
снаружи может жестикулировать, чтобы вы поторапливались. Даже сам сигнал «занято» может отвлечь
ваше внимание так, что вы перестанете повторять номер и забудете его. Др. словами, он не сохранился в
долговременной памяти. Это наводит на др. вопрос: как можно избежать забывания и перевести
материал из кратковременной в долговременную память?
Поддерживающее повторение в сравнении с организующим повторением. При рассмотрении
перевода из кратковременной в долговременную память один из вопросов касается того, существуют ли
Hosted by uCoz