Navigation bar
  Print document Start Previous page
 920 of 1766 
Next page End  

Основная масса недавних исслед. ППА концентрировалась на актуализации у испытуемых
позитивных фантазий, считающихся способными вызывать адаптационно-улучшающие эффекты. Эта
линия исследований развилась из психоанал. идеи о том, что бессознательные фантазии об
идентичности или слиянии с «хорошей матерью раннего детства», будучи активированными, способны
вызывать позитивное поведенческое изменение. Силвермен назвал эти фантазии симбиотическими или
идентифицирующими фантазиями и попытался активизировать их посредством подпорогового
сообщения «мама и я — одно целое» (Mommy and I are one, MIO), иногда сопровождаемого
соответствующей картинкой. К участию в этих экспериментах привлекались как неклинические
(«нормальные» студенты колледжа), так и клинические (напр., больные, страдающие шизофренией,
депрессией, фобиями и поведенческими расстройствами) популяции. Зависимые меры варьировали от
расстройства мышления до депрессии, тревоги, уверенности в себе, самооткровений (self-revelations) и
изменений привычек. Большинство этих исслед. показали, что стимул МIО оказался способен улучшать
результаты психотерап. и обучающих вмешательств.
Результаты метаанализов свидетельствуют о подлинности эффектов ППА, в особенности
эффектов МIО. Так, метаанализ исследований МIО, дал довольно приличную общую величину эффекта
D = 0,41. Вайнбергер и Хардэуэй показали, что эти эффекты не могут объясняться неправильными
процедурами анализа данных, нередкими для лабораторных экспериментов Силвермена, и их нельзя
отнести за счет неопубликованных (при анализе учитывались и отрицательные результаты) исслед. К
тому же, в результате того, что Розенталь назвал анализом картотечного ящика (file-drawer analysis),
было обнаружено, что потребовалось бы 2287 нулевых результатов исслед., чтобы устранить
полученные до сих пор положительные результаты.
См. также Фантазия, Подпороговое восприятие, Бессознательные умозаключения
Дж. Л. Вайнбергер
Подпороговое воздействие (subliminal influence)
П. в. — это использование убеждающих тактик, реализуемых на уровне ниже порога сознавания.
Термин П. в., несмотря на существование в психол. литературе хорошо определенного понятия П. в.,
обычно используют в отношении процедур, варьирующих от мгновенно вспыхивающих на киноэкране
слов до фоновых фраз в рок-музыке и искусно спрятанных образов в рекламных объявлениях.
Проведенные исслед. не подтвердили заявления об эффективности П. в. Исследователи установили, что
люди способны обрабатывать минимальные подпороговые сообщения (напр., распознавание значения
единичного слова, предъявляемого за пределами сознавания), но не могут перерабатывать сложные
подпороговые сообщения. Независимо от уровня своей обработки, подпороговые сообщения не
обнаружили своего воздействия на поведение.
Сенсационные заявления о силе П. в. Большинство американцев верят в способность
подпороговых сообщений влиять на поведение. В значительной степени, эта вера в Подпороговое
убеждение была стимулирована сенсационными заявлениями, к-рые появились в СМИ.
Напр., в конце 1950-х гг. Дж. Вайкери, специалист по рекламе, распространял слухи о том, будто
он тайно высвечивал на киноэкране, всего на треть миллисекунды, фразу «ешь попкорн и пей кока-
колу». Вайкери утверждал, что продажи кока-колы увеличились на 18%, а рост продаж попкорна
составил почти 58%. Ки объявил, что подпороговые имплантанты регулярно используются в печатных
рекламных объявлениях, и что слово «секс» напечатано на крекерах Ритц и содержится в кубиках льда в
рекламе джина «Гилбис». В 1970-х гг., родители и священники начали выражать беспокойство в
отношении содержания в рок-музыке фоновых сообщений, часто сатанинского характера.
В конце 1980-х и на всем протяжении 1990-х гг., производители подпороговых аудиозаписей,
предназначенных для самоусовершенствования, утверждали, что их кассеты могут улучшить все,
начиная от самооценки и памяти до отношений с подчиненными и клиентами, сексуальной
чувствительности, результатов игры в боулинг и преодоления травмы от перенесенного насилия. В 1987
г. американцы приобрели таких подпороговых записей на сумму свыше 55 млн долларов. В 1990 г.
проходило судебное разбирательство по делу рок-группы Judas Priest, включившей в свою песню Better
by You, Better than Me, как утверждалось, с целью оказать воздействие на аудиторию, подпороговый
имплантант «сделай это». Этот имплантант предположительно послужил причиной смерти двух
подростков, покончивших с собой.
Общественность выразила серьезное негодование и обеспокоенность по поводу возможного
неэтичного использования подпороговых сообщений. В 1957 г. журналист-обозреватель Норман Казинс
Hosted by uCoz