Navigation bar
  Print document Start Previous page
 925 of 1766 
Next page End  

зависимости от того, что
требуется для получения
высоких отметок
Социальная
Неакадемическая
Потребность в
аффилиации с подобными
себе людьми
Низкая забота о соответствии
академическим требованиям;
осн. формы активности и
интересы лежат за пределами
учеб. деятельности
См. также Классная динамика, Обучение методом (управляемых) открытий, Теория обучения,
Результаты обучения
Н. Дж. Энтвистл
Позитивизм (positivism)
П. — это строгая форма эмпиризма, придающая особое значение философии науки.
Основоположником П. считается Огюст Конт, полагавший, что совр. ему, «научной» стадии развития
человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной
особенностью этого стадиального развития яв-ся то, что каждая последующая стадия менее обременена
предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, осн. задача науки — описание, прогнозирование
и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из к-рого м. б. извлечены мат.
законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого
оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные
научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-
следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых
целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно
в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать к-рые невозможно. Постулирование невидимых
причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.
В психологии П. оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму. Психолог-
позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что
только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. Для позитивиста
понятие «разум» — ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и
контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение.
См. также Бихевиоризм, Эмпиризм, Операционализм, Философия науки
Т. Лихи
Познание (cognition)
П. (когниция) — это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов,
связанных с приобретением знаний», — утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в
современной психологии» (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к «Принципам
психологии» (Principles of psychology) У. Джеймса после слова П. идет «см. знание (knowing)». Т. о., П.
охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и
функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции,
процессы (возрастного) развития, решение проблем, а тж область искусственного интеллекта.
Большинство когнитивных психологов едины в том, что объяснения функционирования разума
не обязательно должны строиться на уровне наблюдаемого поведения, достаточно исследовать
релевантные явления, происходящие в НС. А. Л. Блюменталь указывал в «Процессе познания» (The
process of cognition), что следует разграничивать исслед. двух категорий вопросов: первая касается
содержания челов. знания, а вторая — природы ментальных процессов, делающих возможным усвоение
и использование такого знания. Это разграничение относится к более общему типу разграничения
«содержание/процесс».
Джозеф Р. Ройс показал, что предложенная Гилфордом модель структуры интеллекта включает
28 когнитивных, или познавательных факторов, и что его три способа получения знаний образуют класс
когнитивных процессов. Блюменталь тж высказал мысль о том, что когниции могут представлять собой
Hosted by uCoz