Navigation bar
  Print document Start Previous page
 932 of 1766 
Next page End  

Соц. психология всегда находилась в конфликте с реальной жизнью по поводу того, в какой
степени изучаемые переменные могут исследоваться в лаборатории. На социально-психол. традицию
проведения П. э. оказала сильное влияние серия исслед. по групп. динамике, проведенных в 1940-х гг.
Др. важной традицией П. э. с широким привлечением психологов стала оценка и разраб. соц.
программ и гос. политических решений. Большая часть этих разраб. началась в 1960-х гг., параллельно
со значительным увеличением гос. финансирования на решение соц. проблем. В П. э. этого типа
«независимой переменной» обычно была широкомасштабная и комплексная соц. программа, к-рая
могла обслуживать мн. клиентов («испытуемых», в терминах эксперимента) в течение неск. месяцев
или лет. Эксперим. план обычно предусматривал случайное распределение отдельных лиц, групп или
орг-ций в отношении одной или неск. альтернативных коррекционных соц. программ.
Распространение экспериментирования на область оценки соц. программ сопровождалось
ростом соотв. методологической и концептуальной литературы. Поскольку независимой переменной в
П. э. по оценкам соц. программ являлась как таковая крупная соц. система, большая часть этой
«методологической» литературы в действительности концентрировалась вокруг вопросов управления и
материально-технического обеспечения. Напр., для того чтобы достичь эффекта от эксперим. соц.
программ, воздействие (программа) должно постоянно поддерживаться на всем протяжении исслед. и
вводиться целиком с самого начала. Огромную роль при этом начинают играть вопросы управления,
при этом неуклонно растет объем свидетельств, что слабые эффекты воздействия в П. э. могут быть рез-
том слабости самих воздействий. Для успешного проведения П. э. психологам требуется соотв.
квалификация в дополнение к методологии qua методологии.
П. э. будут и дальше использоваться в традиционных психол. исслед., при этом их роль в разраб.
и оценке гос. программ будет возрастать. Несмотря на существование материально-технических и
управленческих проблем, П. э. остается мощным методологическим инструментом для выявления
эффектов соц. переменных в реальных условиях.
См. также Экспериментальные планы, Полевые исследования, Методология (научных)
исследований
Л. Торнацки
Полезависимость (field dependency)
Полезависимость—поленезависимость (ПЗ—ПН, FDFI)
это назв. специфического
когнитивного стиля, к-рый был определен и представлен научному сообществу Германом Виткиным
как неотъемлемая часть его более широкого понятия психол. дифференциации. Последнее используется
в качестве термина для обобщенной характеристики процесса развития всех организмов и касается
специализации функций как на физиолог., так и на психол. уровнях.
Степень психол. дифференциации, свойственной индивидууму, отражает то, в какой мере он
способен отделять восприятие себя от восприятия не-себя и/или осознавать границы этого. Психол.
дифференциация тж означает степень, с к-рой такие виды психол. активности, как воспоминание,
размышление и действие, могут отделяться одна от др. По мере того развития процесса психол.
дифференциации в организме, чел. развивает согласованные паттерны способов контроля над
различными видами психол. активности — паттерны, получившие назв. когнитивного стиля. Поскольку
психол. дифференциация как процесс оказывает влияние на целый ряд областей психол. активности,
существует ряд возможных когнитивных стилей, в частности ПЗ— ПН, к-рые Виткин, его коллеги и
студенты сделали фокусной точкой своих исслед. и теории.
ПЗ—ПН яв-ся биполярным измерением, отражающим характерные стили интеллектуального
функционирования. При описании этого понятия преимущественный акцент был сделан на ПН. ПЗ (за
небольшими исключениями) описывается либо как «противоположность», либо как «отсутствие» ПН, в
зависимости от области рассматриваемого поведения.
Индивидуум с предельно выраженной ПН был бы таким чел., чей когнитивный стиль отражает
крайнюю степень психол. дифференциации. Это означает, что ПН-индивидуум способен легко
реструктурировать перцептивную ситуацию или наложить структуру там, где она отсутствует или
минимальна. Он обладает сильным чувством осознания себя как отличного от др. Такой чел. проводит
четкое разграничение между собой, своими потребностями и ценностями и потребностями и
ценностями др.
Противопоставление ПН—ПЗ не означает большей соц. предпочтительности к.-л. из этих стилей.
ПН-индивидуумы отделяют себя от др. и демонстрируют сравнительную беспристрастность и
Hosted by uCoz