Navigation bar
  Print document Start Previous page
 948 of 1766 
Next page End  

механизмов соц. научения, так и с влиянием определенных аспектов когнитивного развития. Напр.,
данные многочисленных кросс-культурных исслед. свидетельствуют о том, что в разных культурах
существуют сходные и устойчивые различия в том, как матери и отцы обращаются с сыновьями и
дочерями, чтобы увеличить самостоятельность и независимость первых и улучшить эмоциональные
отношения последних. Тем не менее, поведение родителей может оказаться несообразным в отдельных
случаях. Воздействие практик родительской социализации может модифицироваться такими
переменными, как физ. особенности ребенка, его позиция рождения и пол сиблингов. Кроме того, в
поведении родителей обнаруживаются различия в зависимости от их расовой и этнической
принадлежности, социоэкономического статуса, а тж задач исслед. и условий, в к-рых оно проводится.
Эмпирические исслед. показывают, что дети приобретают понимание различных аспектов пола в
относительно неизменной последовательности. Первым достигается примитивный уровень отнесения
ребенком себя к определенному полу, затем объектом категоризации становится другой того же пола и,
наконец, таким объектом становится другой противоположного пола.
Важный вопрос, к-рый не удается разрешить ни теории соц. научения, ни когнитивной теории
развития, касается различного воздействия полоролевой социализации на девочек и мальчиков в нашем
об-ве. Хотя девочки и мальчики могут приобретать представление о своей половой идентичности
примерно в одном (раннем) возрасте, на протяжении всего детства гораздо больше девочек, чем
мальчиков, обнаруживают предпочтение к тем или иным аспектам роли противоположного пола.
Существует несколько возможных объяснений этой половой асимметрии. Одно из них заключается в
том, что маскулинные характеристики считаются более полезными и желательными для об-ва в целом.
Девочек, по-видимому, не наказывают столь строго, как мальчиков, за отклонение от их
традиционной П. р. Эти соображения наводят на мысль о том, что изменения в интрапсихических П. р.
в направлении большей андрогинии нельзя оценивать без учета общественных норм.
Современное состояние исследований половых ролей
Понятие П. р. в том виде, в к-ром оно существовало в психологии, по-видимому, носит слишком
общий характер. Спенс и Хельмрайх предложили заменить этот термин четырьмя различными
категориями: половая идентичность, сексуальная (половая) ориентация, полоролевые аттитюды и
модели поведения, характерные особенности личности. Половая, или гендерная, идентичность (есть
некоторые разногласия по поводу того, какой из этих терминов лучше употреблять), вероятно, является
важным фактором в обработке информ. о себе и других. Собственные физ. характеристики
индивидуума, как и физ. характеристики др. людей, служат важными признаками в оценке П. р. Тем не
менее, различные элементы П. р. могут оставаться относительно независимыми друг от друга.
Уже окончательно доказано, что маркирование по полу выполняет важные когнитивные
функции в нашем об-ве. Родители подбирают игрушки, соотв. полу их сыновей и дочерей, даже в тех
случаях, когда являются поборниками равноправия полов. Сверстники играют особо важную роль в
регулировании следования П. р. на протяжении отрочества. В период взрослости П. р. могут
сохраняться за счет действия ситуационных факторов и разного распределения полов в трудовой и
бытовой средах.
См. также Андрогиния, Развитие социального поведения людей, Сексизм
Р. К. Унгер
Полоролевое развитие (sex-role development)
Половые роли представляют собой наборы отличительных характеристик, к-рые включают
аттитюды, черты личности и модели поведения, определяемые культурой как соответствующие тому
или иному полу. Эти представления о соответствии обычно разделяются, по меньшей мере в какой-то
степени, большинством представителей определенной культуры. Полоролевые представления
превращаются в полоролевые стереотипы, когда люди используют эти характеристики как нормы и
применяют их практически ко всем лицам мужского и женского полов.
Полоролевые стереотипы
Вообще, полоролевые стереотипы в технологически развитых культурах довольно сходны.
Стереотипы феминности включают качества, к-рые можно отнести к категориям экспрессивных или
коллективистских (communal). Стереотипы маскулинности включают качества, обычно
ассоциирующиеся с поддержкой (instrumentality) или деятельностью (agency).
В половых ролях и сопутствующих им стереотипах наблюдаются существенные вариации при
переходе от культуры к культуре. Напр. Маргарет Мид изучала особенности личности и поведения
Hosted by uCoz