Navigation bar
  Print document Start Previous page
 952 of 1766 
Next page End  

затрат и выгод от возможных действий; г) определение и оценка возможных реакций и д) выбор
действия.
4 осн. подхода занимались развитием П. п., в особенности высоконравственного П. п.:
эволюционный, психоаналитический, с позиций теории соц. научения и когнитивной теории развития.
Эволюционный подход связан с поиском биолог. и соц. условий, к-рые могут способствовать
формированию альтруистического поведения. Здесь существуют две т. зр. Согласно первой т. зр.,
альтруистическое поведение необходимо для выживания человека как вида, поэтому генам
альтруистического поведения оказывалось предпочтение при воспроизводстве популяции. Согласно
второй т. зр., альтруистическое поведение яв-ся продуктом социокультурной эволюции: челов.
существа эгоистичны по своей природе, однако соц. эволюция посредством культурного давления
противодействует индивидуальным эгоистическим тенденциям для того, чтобы способствовать
альтруистическому поведению, представляющему ценность для группы или об-ва.
Психоан. подход подчеркивает значение долговременных последствий опыта младенчества и
детства.
Согласно подходу с позиций теории соц. научения, П. п. научаются в процессе взаимодействия с
соц. окружением. В качестве условий, способствующих приобретению П. п., выделяются в первую
очередь положительное подкрепление и моделирование, а тж индукция и исполнение роли.
Когнитивный подход к развитию подчеркивает качественные изменения в аспекте когнитивной, соц.
перспективы и развитие моральных суждений в качестве необходимых условий для формирования
высоконравственного просоциального П. п.
В последнее время была предложена интеграция двух последних подходов в рамках теории
когнитивного научения. Этот подход, наряду с признанием влияния когнитивной, соц. перспективы и
развития моральных суждений, тж выделяет в качестве детерминанты формирования альтруистического
поведения развитие системы саморегуляции. Согласно этому подходу, система саморегуляции лежит в
основе формирования самоконтроля — способности выполнять жертвенное поведение без ожидания
внешних вознаграждений.
См. также Сотрудничество/соперничество
Д. Бар-Тал
Понятие рефлекторной дуги (reflex arc concept)
Статья Джона Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (The reflex arc concept in
psychology) была опубликована в 1896 г., однако и сейчас она считается одной из классических работ,
повлиявших на развитие функционалистской школы психологии.
Во времена Дьюи психологи переняли у физиологов модель рефлекторной дуги и адаптировали
ее к изучению психол. действия. Считалось, что сенсорные нейроны проводят стимуляцию в
центральный отдел, в к-ром, якобы, возникают «представления» или происходят «центральные
процессы», к-рые, в свою очередь, программируют последующую моторную реакцию. Подобное
объяснение казалось Дьюи в высшей степени абстрактным и фрагментарным.
По сравнению с предпочитавшейся тогда теорией рефлекторной дуги Дьюи рассматривал
событие «ребенок-видит-пламя-и-хочет-дотянуться-до-него» как сложное единство, где стимул и
реакция яв-ся фазами единого события, в к-ром «видение и хватательное движение настолько часто
оказывались связанными между собой, что подкрепляют друг друга и помогают осуществиться друг
другу». С т. зр. Дьюи, видение объекта и дотягивание до него под контролем зрения направляют друг
друга на протяжении всего события, а не яв-ся тремя отдельными, последовательными актами, как
следует из модели рефлекторной дуги.
Кроме того, Дьюи, судя по всему, был близок к интерпретации поведения с т. зр. взаимодействия
организма и стимульного объекта. Он тж постепенно отходил от теории, согласно к-рой центром
события яв-ся стимулируемый организм, и склонялся к более широкому толкованию психол. событий,
к-рое не ищет их причины «под кожей организма».
Др. проблемой, волновавшей Дьюи, было присущее совр. ему психологии разделение организма
на тело и душу (разум). В своей статье, посвященной рефлекторной дуге, он высказывался за
освобождение психологии от этого устаревшего дуализма. Он призывал своих коллег перестать
рассматривать тело и разум как независимые друг от друга сущности и научиться смотреть на
поведение как на результат такой интеграции, при к-рой его просто невозможно разделить на две части.
Он считал метальные акты не просто психич. явлениями, а актами, в к-рых физическое и психическое
Hosted by uCoz