Navigation bar
  Print document Start Previous page
 955 of 1766 
Next page End  

ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение,
просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть 2
возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и
беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым.
Исслед. показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких
отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую
потребность в аффилиации. Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом
стараются сохранять макс. независимость и менее всего боятся неудачи. Для таких детей весьма
вероятно поступление в колледж и успешное обучение. После первенцев, единственные дети имеют
самый высокий IQ и самый высокий показатель потребности в достижении. И действительно,
единственный ребенок в семье добивается в учеб. деятельности положения лидера и может превзойти
учителя или наставника. Больше всего у единственных детей психол. проблем, и, по всей вероятности,
они чаще обращаются за психиатрической помощью, причем неоднократно.
Исслед. будут продолжаться, т. к. качество и потенциал наших теперешних знаний в этой
области, равно как и ожидаемые в ближайшем будущем данные, играют важную роль в понимании
челов. поведения.
См. также Порядок рождения, Детская психология, Развитие в раннем детстве, Отношения
сиблингов
Р. Дрисколл, Д. Икстейн
Порядок рождения (birth order)
Эмпирические исслед. П. р. связаны с поиском устойчивых связей между личностными
переменными и порядковым местом в семье. Эти исслед. носят бессистемный характер и почти всегда
лишены к.-л. теорет. предпосылок, поэтому в литературе встречается множество противоречивых
данных.
Типичной методикой таких исслед. яв-ся выяснение (обычно в форме опросов) П. р., не
принимающее во внимание переменные, связанные с самим порядковым местом в семье, такие как
возраст, раздельное проживание сиблингов, половые различия, аборты, выкидыши или
мертворожденность. Публикуемые результаты часто неубедительны, потому что исследователи не
сравнивают людей с одинаковым статусом рождения. Самым слабым местом яв-ся отсутствие
установившейся модели исслед. в этой области. Большинство исследователей не рассматривают П. р.
как детерминанту личности, но считают, что он яв-ся самостоятельной характеристикой влияющего на
индивидуума окружения.
Ниже будут рассмотрены эмпирические исслед. связанных с П. р. различий, статистическая
значимость к-рых подтверждена на уровне доверительной вероятности р < 0,05. Было проанализировано
более 3000 таких исслед., но лишь весьма малую выборку опубликованных работ можно свести воедино
и обобщить их результаты. Так или иначе, имеющиеся данные позволяют выделить 5 возможных
психол. позиций, в соответствии с к-рыми и подготовлен данный обзор: первый, второй, средний,
последний и единственный ребенок в семье.
Первый ребенок. Первые дети имеют более высокие оценки в средней школе по сравнению с
более поздними детьми, наиболее уязвимы к стрессу, чаще учатся в колледже, чем более поздние дети,
и представлены непропорционально большой долей среди проблемных детей.
Второй ребенок. Второй ребенок в семье особо выделяемая категория П. р. Такие дети
проявляют большую зависимость в своем поведении по сравнению с детьми, родившимися раньше
(первыми) или позже них; чаще обращаются за помощью к взрослым и ищут их одобрения, чем первые
и последующие дети в семье; больше времени проводят в индивидуальных занятиях; обычно более
разговорчивы и выражают более негативный аффект по сравнению с другими. Мн. мальчики,
производящие впечатление изнеженных, яв-ся первыми или, даже чаще, вторыми детьми в семье.
Вторые дети в однополых диадах, по-видимому, больше подражают родителю того же пола, чем их
старшие братья/сестры.
Средний ребенок. Дети, занимающие среднее по П. р. положение, в тенденции лучше
приспосабливаются эмоционально, если они из больших семей. Средние дети крайне остро чувствуют
непринадлежность (непринятость другими) и наиболее чувствительны к разного рода
несправедливостям и проявлениям пренебрежения. Они лучше всего преуспевают в командных видах
спорта, безусловно чаще изучают музыку и языки и занимаются художественным творчеством. У них
Hosted by uCoz