Navigation bar
  Print document Start Previous page
 968 of 1766 
Next page End  

положение в совр. мышлении, прежде всего это относится к бихевиоризму и к нек-рым тенденциям в
когн. психол. Наблюдалось общее стремление к получению внешнего подтверждения, поиску
универсальности и абстрактной рациональности, а тж достижению соизмеримости. Современность
охватывает не только рационализм Просвещения, но и противодействие ему со стороны романтизма.
Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг. XX в., в период активного движения молодежи
против традиционных культурных ценностей, оставаясь частью совр. научной мысли, образовала
противоположный бихевиоризму полюс. Эта поляризация коснулась поисков внешнего подтверждения,
дихотомии универсального и индивидуального, столкновения рационализма сторонников технического
прогресса с чрезмерной эмоциональностью приверженцев романтизма и противопоставления
количественной соизмеримости и качественной уникальности.
Бихевиоризм и гуманизм превратились в две стороны одной и той же совр. монеты —
абстракции человечества от его собственной культуры. Можно даже говорить о двойной абстракции:
психика (the psyche), изучаемая совр. психологией в форме сознания или поведения, рассматривается в
отрыве как от ее культурного содержания, так и от ее соц. и ист. контекстов. Культурное содержание и
культурный контекст воспринимаются как случайные и локальные, а психол. процессы — как
эссенциальные и универсальные.
Психология в ситуации постмодернизма
В эпоху П. люди больше не яв-ся центром мироздания, индивидуум растворен в
лингвистических структурах и всевозможных отношениях. В связи с этим возникает вопрос
относительно статуса психологии как науки, изучающей отдельных личностей, коль скоро индивидуум
перестал быть центральной фигурой.
Постмодернистский дискурс подчеркивает факт укорененности людей в специфической ист. и
культурной ситуациях. В фокусе оказываются взаимосвязи в локальном контексте, лингвистическое и
соц. конструирование реальности, и субъект (Я) как система отношений. Постмодернистская мысль
опирается на концепцию открытого, зависящего от т. зр. и неоднозначного знания, проверку знания
практикой и комбинированный (multi-method)
подход к исслед., предполагающий использование
многообразных методов, включ. качественные описания различного восприятия мира мужчинами и
женщинами.
Последствия постмодернистской культуры для психологии не раз обсуждались психологами. 3
возможных последствия постмодернистского подхода для этой науки можно описать в общих чертах
следующим образом:
1. Сама концепция психол. науки может оказаться настолько прочно привязанной к
модернистским допущениям, что психология будет испытывать трудности в понимании мужчин и
женщин в постмодернистской культуре. Др. дисциплины, такие как антропология, продемонстрировали
большую чувствительность к встроенности челов. деятельности в культурный контекст, и сегодня яв-ся
источником полезного знания об отношении людей к миру, в к-ром они живут. Если психология была
привилегированным способом понимания человека в эру модернизма, то эра П. может тж
подразумевать наступление постпсихологической эпохи.
2. Диаметрально противоположной яв-ся ситуация, при к-рой совр. психологию можно
представить себе в виде постмодернистского концептуального коллажа — некой смеси переработанных
идей и методов, позаимствованных из др. дисциплин и объединенных в соответствии с самыми совр.
запросами массовой культуры.
3. Третья альтернатива заключается в том, что постмодернистский дискурс приведет к
метатеоретической реконцептуализации предмета психол. науки и откроет для нее новые перспективы.
Постмодернистская психология?
Учитывая то огромное значение, к-рое придается в постмодернистской мысли разнообразию и
неоднородности, нет смысла излагать программу для постмодернистской психологии. Однако нек-рые
последствия постмодернистского дискурса для психологии как науки и профессии описать можно. Они
касаются пересмотра концепций (по)знания и исслед., а тж восстановления в правах профессионального
знания. Они включают деконструкцию и соц. конструктивизм в психологии, реинтерпретацию «Я», и
системную терапию.
(По)знание и исследование. Признание существования неоднородных и несоизмеримых
контекстов реального мира влечет за собой утрату гегемонии формализованных эксперим. и
статистических методов исслед. На вооружение принимаются разнообразные способы производства
знания, причем акцент делается не на абстрактном, объективном и универсальном, а на экологически
валидном, социально полезном и локальном знании. Раздаются голоса в защиту более практ. видов
Hosted by uCoz