Navigation bar
  Print document Start Previous page
 978 of 1766 
Next page End  

достижения: ориентация на задачу, позитивные аттитюды к проблемным ситуациям и ответственности,
чувствительность к эффекту Зейгарник, предпочтение задач средней трудности (в противоположность
задачам высокой и низкой степени трудности), дух соперничества и стремление работать в одиночку
для достижения самостоятельно поставленных целей скорее, чем для групп. Неудовлетворительная
надежность и валидность мер П. д. м. б. следствием попыток измерения слишком широкого спектра
черт. Линдгрен высказал предположение, что заложенные в таких мерах проблемы можно было бы
обойти путем использования опросника в формате принудительного выбора, в к-ром респонденты
должны осуществлять выбор между индивидуальными стилями, связанными с достижением и
аффилиацией. Рациональным основанием для совместного использования этих факторов являются
данные исслед., обнаруживших отрицательную корреляционную связь между потребностями в
достижении и аффилиации. Исслед. Линдгрен, Садд и др. с использованием такого опросника показали:
а) отсутствие значимых различий в средних показателях П. д. у мужчин и женщин, полученных на
выборке студентов-старшекурсников, и б) наличие положительных корреляций между показателями П.
д. и академической успеваемости.
Сильный акцент на кош. психол., появившийся в 1970-е гг., существенно сказался на характере
исслед. в области мотивации достижения. Как указывают Мейер и Николлс, в течение этого периода
исследователей интересовали преимущественно представления испытуемых о характере достижений,
их намерения в отношении реализации связанных с достижениями действий и их атрибуции в
отношении причин полученных рез-тов. Кросс-культурные исслед., напр., обратились к изучению
межнациональных сходств и различий, фокусируясь на культурных особенностях определения «успеха»
и «неудачи» и атрибуциях предпосылок/последствий успеха.
К началу 1980-х гг. вопрос о том, может ли мотивация достижения адекватным образом
исследоваться в качестве черты личности или ее надлежит исследовать с когнитивных позиций, так и
остался неразрешенным, вследствие чего приверженцы психологии личности и когнитивные психологи
продолжают идти различными путями. Прежние вопросы, поднятые Вайнштейном в отношении того,
можно ли измерить мотивацию достижения и существует ли она вообще, по-видимому, нашли свой
ответ в рез-те исследовательской деятельности в этой области, активно возраставшей на всем
протяжении 1970-х и 1980-х гг. Критика Вайнштейном надежности измерений мотивации достижения с
помощью ТАТ стимулировала разраб. соотв. опросников, и в большинстве исслед. мотивации
достижения в 1980-х гг. использовался этот потенциально более надежный тип психол. оценки.
См. также Потребность в аффилиации, Эксгибиционизм, Статус профессии, Уровень
притязаний, Оптимальное функционирование
Г. К. Линдгрен
Похвала (praise)
П., определяемая как искреннее одобрение, подразумевает как информирование о правильности
совершенного действия, так и положительную оценку этого действия. Общепризнанно, что П.
оказывает влияние на поведение. Она один из наиболее часто используемых подкрепителей в самых
различных ситуациях.
Большинство исслед., посвященных П., проводились в условиях школьного обучения и касались
переменных, к-рые способствуют эффективности ее как подкрепителя. В целом П. оказывается
наиболее действенной в отношении уч-ся с низкой успеваемостью. В этой группе она особенно
эффективна в отношении уч-ся с низким уровнем способностей и уч-ся, принадлежащих к категориям
населения с низким социоэкономическим статусом.
Исследователи в области теории атрибуции отмечают, что П. влияет на наши атрибуции своих
собственных и чужих способностей. Низкие способности приписывают индивидуумам, к-рых хвалят за
успех, но дают нейтральную обратную связь в отношении неудачи. Высокие способности приписывают
индивидуумам, к-рых критикуют за неудачу, но дают нейтральную обратную связь в отношении успеха.
Мн. психологи и педагоги, включая Дж. Холта, Марию Монтессори, Ж. Пиаже и Д. Тости,
считают, что П. наносит ущерб образовательному процессу. По их мнению, она ослабляет внутреннюю
мотивацию и тем самым отрицательно влияет на учение школьников. П. служит хорошей ил.
основанного на здравом смысле конструкта, к-рый оказывается значительно сложнее, чем
предполагалось, когда он становится предметом эмпирических исслед.
См. также Подходы к учению, Ободрение, Теория обучения, Вознаграждения и собственный
интерес, Школьное обучение
Hosted by uCoz