Navigation bar
  Print document Start Previous page
 985 of 1766 
Next page End  

дисциплин.
В 1953 г. У. Дж. Мак-Кичи издал небольшую брошюру Teaching tips: A guidebook for the
beginning college teacher («Советы по преподаванию: руководство для начинающих преподавателей
колледжей»). В 1975 г. вышло ее седьмое, значительно расширенное издание.
В 1956 г. Клод Э. Бакстон выпустил книгу College teaching: A psychologist's view («Преподавание
в колледже: взгляд психолога»). Помимо практ. руководства для преподавателей, она содержала
материалы дискуссий о месте психологии в учебных планах и проблемах высшего образования в целом.
С 1992 г. в рамках нек-рых программ для получения ученой степени по психологии ассистентам
преподавателей предоставляется официальное обучение пед. мастерству.
Р. С. Харпер
Преступность (crime)
Изучение П. всегда было одной из важнейших общественных, политических и психол. задач. П.
служила темой многочисленных споров в об-ве и предметом научных исслед. Самые ранние из
дошедших до нас филос. взглядов на природу П. относятся к началу документально зафиксированной
истории. Противоправное и нежелательное поведение неизменно сопровождает всю историю челов.
цивилизации. Ранние подходы к объяснению П. опирались на простое понятие личной мести или
возмездия; отправление правосудия являлось уделом конкретного чел. или его семьи. Когда возникли
организованные сообщества, личное возмездие уступило дорогу общественным и формализованным
реакциям в виде принятия решений группами или их лидерами.
Вплоть до последних 200 — 300 лет, кодификация преступных действий и соотв. наказаний были
предметом церковного права. Это состояние дел привело к одному из первых реформаторских
движений. В XVIII в. такие философы, как Вольтер и Руссо, подвергли сомнению право на приоритет
религиозной иерархии в мирских делах. Отсюда возник взгляд на поведение как рез-т рационального
выбора, а не как следствие действия сверхъестественных сил. Так возник классический подход к
пониманию П., основывающийся на представлении об индивидуальной свободе воли и личном выборе
и до сегодняшнего дня прослеживающийся в мнениях и оценках. Повсеместное применение лишения
свободы на различные по продолжительности сроки проистекает из классического представления о
наказании, к-рое должно строго соответствовать преступлению.
В XIX в. классическим допущениям о свободе волн был брошен вызов со стороны более
позитивистской традиции, утверждавшей, что преступники не несут полной ответственности за свои
действия. Возникла т. зр., в к-рой подчеркивалась роль индивидуальных факторов и факторов соц.
окружения в формировании челов. поведения. Если, по крайней мере отчасти, преступные действия
обусловлены причинами, не контролируемыми отдельными людьми, тогда за совершение преступления
в равной степени несут ответственность неблагоприятное окружение, способы воспитания и
характерологические особенности. В той или иной степени, эти две школы мысли направляют
формирование совр. знаний но проблеме П.
Для лучшего понимания подходов к проблеме П. необходимо рассмотреть различные
определения преступления. Наиболее известное определение, вытекающее из официальных документов,
трактует преступление как поведение, к-рое нарушает уголовное право и формально находится в
ведении правоприменительных органов. Это определение лежит в основе официальных статистических
сводок показателей П., к-рые фигурируют в научных исслед. и средствах массовой информ.
Второе определение вытекает из отчетов жертв преступления. В периодических опросах,
проводящихся гос. и частными исследовательскими орг-циями, граждане опрашиваются в отношении
преступлений, жертвами к-рых они оказывались. Как правило, рез-ты этих опросов обнаруживают
значительно более высокие показатели П., чем те, к-рые представлены в официальной стат. Вдобавок ко
всему, существуют расхождения в статистических показателях по типам совершаемых преступлений.
Третий аспект проблемы преступления связан с восприятием об-ва. Периодические опросы
показывают, что П. традиционно рассматривается как одна из осн. проблем, стоящих перед
организованным сообществом. Кроме того, рез-ты опросов свидетельствуют, что большинство граждан
испытывает страх перед возможностью самим оказаться жертвами преступных действий.
Еще один аспект изучения П. связан с официальными механизмами, сформированными об-вом
для решения проблемы преступности. В федеральном уголовном кодексе классифицируется свыше 3000
противоправных действий, в дополнение к многочисленным др., содержащимся в уголовном
законодательстве штатов и местных законах. Существует 3 параллельные системы уголовного
Hosted by uCoz