Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 1766 
Next page End  

самоинструкции), отличаются большей активностью дома, на работе и в об-ве. Др. психосоциальные
факторы оказались связанными с худшим приспособлением к БСЭ. Взрослые из конфликтных семей и
взрослые, использующие паллиативные методы совладания со стрессом, психологически хуже
приспосабливаются к болезни. В целом, плохое психосоциальное и функциональное приспособление
наблюдается тж у тех, кто пытается справиться с болью путем катастрофизации проблем, всячески
запугивая и ругая себя, и у тех, кто использует пассивные стратегии (напр. покой), пренебрегая другими
при наступлении болевого эпизода. Такой стиль совладания с болью коррелирует с большей ее
интенсивностью, меньшей активностью в домашних, общественных и профессиональных занятиях во
время болевых приступов, а тж с более частыми госпитализациями и вызовами скорой помощи.
У детей и подростков отмечаются сходные связи между этими аспектами совладания, семейной
поддержкой и приспособлением. Интересно, что такие характеристики родителей, как качество
приспособления матери и используемые родителями стратегии совладания с болью, связаны с
качеством приспособления ребенка. Кроме того, есть определенное сходство между стратегиями
совладания у детей и родителей, возможно потому, что дети научаются справляться с собственной
болью, наблюдая за реакциями родителей на боль.
В настоящее время крепнет убеждение в том, что это заболевание необходимо лечить в рамках
мультидисциплинарного подхода. Появились центры комплексной терапии БСЭ, учитывающие
важность интеграции психосоциальных и образовательных программ с клиническими и
фундаментальными исслед. В задачи таких центров часто входит предоставление разнообразных видов
психол. лечения, таких как биологическая обратная связь и индивидуальная и семейная терапия, наряду
с использованием традиционных мед. подходов к купированию боли и дистресса у больных и их семей.
См. также Наследственные болезни, Наследуемость, Боль
К. М. Гил
Боль (pain)
Обычно Б. рассматривается в качестве предупредительного сигнала о том, что организму
причиняется или может быть причинен какой-то вред. До недавних пор среди практикующих медиков
было распространено мнение, что любая Б. является результатом отдельного анатомич. повреждения, к-
рое можно вылечить, применив к.-л. процедуру, использовав мед. прибор или прописав медикаменты.
Из такой модели вытекал соотв. подход к мед. вмешательству.
Когда Б. переходит в категорию хронической (т. е. продолжающейся не менее 6 месяцев и не
поддающейся мед. лечению), эта «модель болезни» теряет свое значение. Уилберт Фордайс предложил
новую концепцию — модель научения, согласно к-рой болевое поведение приобретается в результате
обусловливания. Личностные, эмоциональные и когнитивные факторы, хотя и играют роль в
переживании Б., — далеко не единственные источники хронической Б. Б. больше не является только
сенсорным феноменом, а становится неотъемлемой частью привычного состояния и образа жизни
индивидуума.
Опыт последних лет свидетельствует о том, что эффективное лечение таких пациентов может
наилучшим образом достигаться привлечением междисциплинарной команды специалистов для
осуществления всесторонней оценки разнообразных факторов, оказывающих влияние на болевое
поведение пациентов. Основу реабилитации мн. пациентов, страдающих от хронической Б., составляет
программа оперантного обусловливания, предусматривающая положительные подкрепления за
«хорошее поведение» и лишение их за такие действия, как постельный режим, злоупотребление
медикаментозными препаратами и разговоры о Б. Физиотерапевты и трудотерапевты оценивают
способность пациентов к выполнению физ. упражнений и повседневных видов деятельности. После
этого они обучают пациентов адаптивным формам поведения, представляют им графики их достижений
и используют др. стандартные способы соц. вознаграждений за достигнутый пациентами прогресс.
При необходимости такая программа дополняется др. программами, куда могут входить
профессиональное консультирование, биолог. обратная связь и гипноз, индивидуальная и групповая
психотер., применение анальгетиков, а иногда и использование аппарата для чрезкожной стимуляции
нервов.
Скоординированные действия таких программ нередко оказываются успешными в том, что
касается возвращения пациентам функциональных способностей за счет частичного облегчения боли.
См. также Эндорфины/энкефалины, Оперантное обусловливание
Дж. Рук
Hosted by uCoz