Navigation bar
  Print document Start Previous page
 996 of 1766 
Next page End  

студенты, заучивающие неорганизованный материал, — только 70 слов.
Семантическая проработка
Семантическую проработку можно рассматривать как форму когнитивного конструирования.
Это процесс формирования значения на основе использования новой информ. и базы знаний чел. для
построения осмысленной интерпретации этой новой информ. Мн. теоретики полагают, что информ.
организуется на основе схем, к-рые представляют собой обобщенные структуры знаний, используемые
для понимания и усвоения информ. Особый тип сx., называемый сценарием («скриптом»), представляет
собой сценарий организованного поведения в специфических ситуациях (напр., сценарий поведения в
ресторане, к-рый может включать выбор столика, изучение меню, заказ блюда, оплату счета и чаевые
официанту). При первом посещении японского ресторана чел. может воспользоваться подобным
сценарием, чтобы сориентироваться в ситуации, хотя при этом потребуется его нек-рая модификация
(напр., сидение на полу).
Несмотря на то, что схемы и/или сценарии приобретаются в процессе жизненного опыта, в
последние годы были разраб. методы, к-рые помогают людям вырабатывать сложные структуры знания
на основе их экстернализации. Одним из таких методов является картирование понятия. По своему
характеру карта понятия — графическая репрезентация взаимосвязей между понятиями, имеющимися у
индивидуума, материалами лекции, учебника и т. д. Взаимосвязанные понятия представлены в виде
иерархической системы пропозиций (понятий и слов, описывающих характер взаимоотношений между
понятиями). На рис. 2 приведена карта понятия по составлению карты понятия. Картирование понятий
помогает уч-ся определять, понимать и организовывать подлежащие усвоению понятия.
Рис. 2. Карта понятия по составлению понятия
Карты могут использоваться для того, чтобы помочь уч-ся осуществить обзор имеющихся у них
знаний и соотнести новые понятия с уже известными им. Это позволяет ускорять процесс приобретения
новых знаний, поскольку последние включаются в уже существующую систему знаний, к-рая, в свою
очередь, изменяется по мере введения в нее новых понятий и отношений.
Если материал не несет существенной смысловой нагрузки, но необходим или труден для
запоминания (напр., адрес), то в этом случае может быть полезным обычное повторение (до
заучивания). Для материала одного типа хорошо подходят одни мнемотехнические приемы, тогда как
для др. можно с успехом использовать др. методы мнемотехники. Напр., при заучивании
последовательностей достаточно эффективным оказывается метод мест, а при заучивании пар
Hosted by uCoz