Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 700 
Next page End  

другой — очень мало. Один переносит пеленание и купание без особого беспокойства, другой
брыкается и вырывается из рук. Один реагирует на каждый звук, другой не замечает ничего, кроме
самых громких звуков. Младенцы различаются даже но отношению к объятиям. Некоторым нравится,
когда их крепко обнимают, и они плотно прижимаются к человеку, который их держит; другие держат
себя напряженно, ежатся и делают меньше приспособительных движений (Korner, 1973).
Темперамент
В настоящее время темперамент изучается очень интенсивно, хотя есть разногласия в том, как
его определить, распознать и измерить. К тому же еще не ясно, в какой степени темперамент ребенка
служит строительным материалом для последующего формирования личности индивида (Kohnstamm,
Bates & Rothbart, 1989).
То, что различия в темпераменте у детей наблюдаются уже в самом раннем возрасте, ставит под
сомнение традиционный взгляд, что поведение новорожденного целиком формируется его ранним
окружением. Например, родители беспокойного ребенка склонны винить друг друга за трудности с
младенцем. Но из исследований новорожденных становится все более ясным, что множество
особенностей темперамента являются врожденными и что связь родителей и ребенка является
реципрокной, взаимной — другими словами, поведение ребенка тоже формирует реакцию родителей.
Ребенок, который быстро успокаивается, ласково прижимается и перестает плакать, когда его берут на
руки, повышает у родителей чувство компетентности и привязанности. А ребенок, который держится
напряженно и продолжает плакать, несмотря на попытки успокоить его, вызывает у родителей чувство
неумелости и отторжения. Чем лучше ребенок отзывается на стимуляцию родителей (ласково
прижимается и затихает, когда его держат, живо прислушивается, когда с ним разговаривают или
играют), тем легче зарождаются узы любви между родителем и ребенком.
<Рис. Некоторые дети успокаиваются легче, чем другие. Такие различия также обязаны
различиям в темпераменте.>
Первое исследование темперамента, в котором в течение длительного времени отслеживалась
группа 140 младенцев из семей среднего и более высокого класса, было начато в США в 50-х годах.
Первоначальные данные собирались в интервью с родителями и позднее были дополнены интервью с
учителями и результатами непосредственного тестирования детей. Младенцы оценивались по 9
характерным чертам, которые затем комбинировались для определения трех более общих типов
темперамента: а) младенцы, которые любили играть, регулярно ели и спали и легко адаптировались к
новым ситуациям, были отнесены к легким (около 40% всей выборки), б) легковозбудимых с
нерегулярностью в еде и сне, резко и негативно реагирующих на новые ситуации отнесли к разряду
трудных (около 10% выборки); в) младенцы с низким уровнем активности, мягко уклоняющиеся от
новых ситуаций и дольше приспосабливающиеся к ним, чем «легкие», составили группу медленной
разминки (около 15% выборки). У остальных 35% младенцев показатели не были отнесены ни к низким,
ни к высоким, ни по одному из определявшихся параметров (Thomas et al., 1963). 133 испытуемых из
первоначальной выборки сейчас стали взрослыми и снова подверглись оценке темперамента и
психологической приспособляемости.
Результаты в отношении сохранности темперамента оказались смешанными. С одной стороны, в
течение первых пяти лет жизни этих детей между показателями их темперамента наблюдалась
значительная корреляция; у детей с «трудным» темпераментом впоследствии чаще возникали проблемы
в школе; а измеренные во взрослом возрасте темперамент и приспособляемость имели значительную
корреляцию с результатами измерения темперамента, полученными в возрасте 3, 4 и 5 лет. С другой
стороны, все эти уровни корреляции были невысоки (порядка 0,3), а у большей части из 9 характерных
черт, взятых по отдельности, сохранность во времени оказалась незначительной или вообще
отсутствовала (Thomas & Chess, 1986, 1977; Chess & Thomas, 1984).
Авторы этого исследования подчеркивают, что сохранность или сменяемость темперамента
определяется взаимодействием между генотипом ребенка (унаследованными свойствами) и
окружением. В частности, они полагают, что ключом к здоровому развитию является условие, чтобы
домашняя среда хорошо подходила к темпераменту ребенка. Если родителям трудного ребенка удается
создать в доме счастливую, стабильную жизнь, негативные, «трудные» стороны поведения ребенка с
возрастом сглаживаются (Belsky, Fish & Isabella, 1991). Томас и Чесс приводят историю Карла —
мальчика, обладавшего на протяжении первых пяти лет жизни одним из наиболее трудных
темпераментов. Поскольку отец Карла был доволен «страстным» темпераментом своего сына и
Hosted by uCoz