Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 700 
Next page End  

Рис. 3.8. Стресс у детей при отлучении от матери. Хотя доля детей, плакавших, когда мать
уходит из комнаты, в различных культурах неодинакова, возрастные схемы начала и спада такого
стресса весьма сходны (по: Kagan, Kearsley & Zelazo, 1978).
Как объяснить такую временную динамику появления и исчезновения таких страхов у детей,
которым это было свойственно? Видимо, и в появлении, и в исчезновении страхов важную роль играют
два фактора. Первый — растущий объем памяти. Во время второй половины первого года жизни у
младенцев наблюдается значительное развитие способности запоминать прошлые события и сравнивать
прошлое и настоящее. Это позволяет ребенку обнаруживать, а иногда опасаться необычных или
непредсказуемых явлений. Начало «реакции на незнакомца» совпадает с появлением реакции страха на
множество необычных или неожиданных стимулов; причудливая маска или «Джек в коробочке»
(коробка с выскакивающей фигуркой. — Прим. перев.), вызывающие улыбку у 4-месячного ребенка, в 8
месяцев часто вызывают боязнь и огорчение. По мере того как дети узнают, что незнакомцы и
необычные предметы, как правило, неопасны, такие страхи постепенно ослабевают.
Кроме этого, разумно предположить, что беспокойство при разлуке с родителем связано с
развитием памяти. Младенец не может скучать по родителю, если он
не способен вспомнить о его
присутствии минуту назад и сравнить это с его текущим отсутствием. Когда родитель покидает
комнату, ребенок осознает, что что-то не так (это вроде знания о постоянстве объекта), и может впасть в
расстройство. Когда память ребенка улучшается настолько, что может охватить прошлые случаи ухода
и возвращения, он становится способен предвидеть возвращение отсутствующего родителя, и его
беспокойство сходит на нет.
Вторым фактором является рост самостоятельности. Годовалые дети все еще слишком зависимы
от взрослых, но дети 2-3 лет уже могут сами добраться до тарелки с едой или полки с игрушками.
Кроме того, они могут пользоваться речью, чтобы сообщать о своих желаниях и чувствах. Так
зависимость от попечителей вообще и от семейных попечителей в частности уменьшается, и вопрос
родительского присутствия становится для ребенка менее критичным.
Привязанность
Стремление ребенка к близости с конкретными людьми, сопровождаемое ощущением большей
безопасности в их присутствии, называется привязанностью. У других видов детеныши по-разному
проявляют привязанность к своим матерям. Детеныш обезьяны взбирается на грудь матери, когда она
проходит поблизости; щенки карабкаются один на другого, пытаясь добраться до теплого живота
матери; утята и цыплята неотступно следуют за матерью, издают звуки, на которые она отвечает, и
подходят к ней, когда им страшно. У этих первых реакций на мать есть очевидная адаптивная ценность:
они не дают организму удалиться от источника заботы и заблудиться.
Вначале психологи полагали, что привязанность к матери развивается потому, что мать является
источником пищи — одной из главных потребностей младенца. Но некоторые факты сюда не
укладываются. Например, утята и цыплята питаются сами с рождения, но все равно неотступно следуют
Hosted by uCoz