Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 700 
Next page End  

за матерью и проводят с ней огромное количество времени. Комфорт, извлекаемый ими из ее
присутствия, не может исходить из ее роли в питании. Ряд хорошо известных экспериментов с
обезьянами показал, что привязанность младенца к матери обусловлена не только потребностью в пище
(Harlow & Harlow, 1969).
Детенышей обезьян разлучали с матерями вскоре после рождения и помещали к двум
искусственным матерям, сделанным из проволочной сетки с деревянной головой. Одно туловище было
сделано из голой проволоки, а другое было покрыто пенорезиной и махровой тканью, делавшими его
более привлекательным и удобным, чтобы прижаться (рис. 3.9). Каждая мать могла оснащаться
прикрепленной к груди бутылкой для кормления молоком.
Рис. 3.9. Реакция обезьяны на искусственную мать. Несмотря на то, что детеныш получал
питание от проволочной куклы матери, больше времени он проводил с куклой матери, покрытой
махровой тканью. Последняя была, по мнению детеныша, тем безопасным местом, откуда можно
было изучать незнакомые предметы.
Экспериментаторы стремились определить, будет ли детеныш прижиматься к той «матери»,
которая всегда была для него источником пищи. Результаты были недвусмысленными: независимо от
того, которая мать давала молоко, детеныш проводил время, прижимаясь к матери, покрытой махровой
тканью. Более пассивная, но мягкая на ощупь мать была источником безопасности. Например, если
детеныша обезьяны помещали в незнакомое окружение, его выраженный страх проходил, если он мог
касаться матерчатой матери. Держась одной рукой или ногой за матерчатую мать, обезьянка охотно
изучала предметы, к которым иначе она очень боялась приблизиться.
Хотя контакт с привлекательной искусственной матерью составляет важную часть
«материнства», этого недостаточно для успешного развития. У детенышей обезьяны, выращенных с
искусственными матерями и изолированных от других обезьян в течение первых 6 месяцев жизни, во
взрослом возрасте проявлялись различного рода странности в поведении. Впоследствии они редко
участвовали в нормальном взаимодействии с другими обезьянами (съеживаясь от страха или проявляя
ненормальную агрессивность), а их сексуальные реакции были неадекватными. Когда у самок обезьян,
лишенных ранних социальных контактов, проходило успешное спаривание (после значительных
усилий), они становились плохими матерями, пренебрегая своими первенцами или жестоко с ними
обращаясь, хотя для детенышей, родившихся позднее, они были более хорошими матерями. Заметим,
однако, что этих обезьян лишали всех социальных контактов. Если обезьянам с искусственной матерью
в первые 6 месяцев позволяли общаться со своими сверстниками, они становились «прекрасными
взрослыми».
Следует с осторожностью переносить результаты исследований с обезьянами на развитие
человека, однако есть данные, что привязанность человеческого младенца к главному опекуну
выполняет те же функции. Большинство работ по привязанности у человеческих младенцев были
начаты психоаналитиком Джоном Баулби в 50-60-х годах. Его теория привязанности объединяет
концепции психоанализа, этологии и когнитивной психологии. Согласно его теории, если ребенку в
первые годы не удается сформировать прочную привязанность хотя бы к одному человеку, это ведет к
неспособности развивать близкие личные взаимоотношения во взрослом возрасте (Bowlby, 1973).
Мэри Эйнсворт, одна из коллег Баулби, провела в США и Уганде обширные наблюдения за
детьми и их матерями, разработав впоследствии лабораторную методику для оценки прочности
привязанности у детей от 12-18 месяцев и старше (Ainsworth et al., 1978). Эта методика называется
«Ситуация с незнакомым» и состоит из следующих последовательных эпизодов (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3. Эпизоды процедуры в ситуации с незнакомцем
1. Мать и ребенок входят в экспериментальную комнату. Мать помещает ребенка в центре
комнаты в окружении игрушек и затем идет присесть в противоположный конец комнаты.
2. В комнату входит незнакомая женщина, минуту она спокойно сидит, минуту разговаривает с
матерью и затем пытается вовлечь ребенка в игру с игрушкой.
3. Мать незаметно покидает комнату. Если ребенок не расстраивается, незнакомка отходит от
него и спокойно сидит. Если ребенок расстраивается, она пытается его утешить.
4. Мать возвращается и вовлекает ребенка в игру, а незнакомка выходит.
5. Мать снова выходит, оставляя на этот раз ребенка одного в комнате.
Hosted by uCoz