Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 700 
Next page End  

За редким исключением, человеческие существа делятся на два пола, и большинство детей
обретает твердое чувство принадлежности либо к мужским, либо к женским особям. При этом у них
появляется то, что в психологии развития называется половой (гендерной) идентичностью. Но в
большинстве культур биологическое различие мужчин и женщин широко обрастает системой
убеждений и стереотипов поведения, пронизывающих буквально все сферы человеческой деятельности.
В различных обществах существуют как формальные, так и неформальные нормы поведения мужчин и
женщин, регламентирующие, какие роли они обязаны или имеют право выполнять и даже какие
личностные характеристики им «свойственны». В различных культурах социально правильные типы
поведения, роли и личностные характеристики могут определяться по-разному, и внутри одной
культуры все это может со временем изменяться — как это происходит в Америке последние 25 лет. Но
как бы ни определялись роли в текущий момент, каждая культура стремится из младенца мужского или
женского пола сделать взрослого маскулина или феминину. [Маскулинность и фемининность —
совокупность признаков, отличающих соответственно мужчину от женщины и наоборот (см.:
Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1996; статья «Пол»). — Прим. перев.]
Обретение поведения и качеств, которые в некоторой культуре считаются свойственными
данному полу, называется половым формированием. Заметьте, что половая идентичность и половая
роль — не одно и то же. Девочка может твердо считать себя существом женского пола и тем не менее
не владеть теми формами поведения, которые в ее культуре считаются фемининными, или не избегать
поведения, считающегося маскулинным.
Но являются ли половая идентичность и половая роль просто продуктом культурных
предписаний и ожиданий, или же они частично есть продукт «естественного» развития? По этому
пункту мнения теоретиков расходятся. Изучим четыре из них.
Теория психоанализа. Первым психологом, попытавшимся дать исчерпывающее объяснение
половой идентичности и половой роли, был Зигмунд Фрейд; составной частью его психоаналитической
теории является стадийная концепция психосексуального развития (Freud, 1933/1964). Более подробно
теория психоанализа и ее ограничения обсуждаются в главе 13; здесь мы только вкратце обрисуем
основные понятия теории половой идентичности и полового формирования по Фрейду.
Согласно Фрейду, дети начинают обращать внимание на гениталии примерно в 3 года; он назвал
это началом фаллической стадии психосексуального развития. В частности, представители обоих полов
начинают понимать, что у мальчиков есть пенис, а у девочек — нет. На этой же стадии у них начинают
проявляться сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и
злопамятность в отношении родителя одного с ними пола; Фрейд называл это эдиповым комплексом.
По мере своего дальнейшего созревания представители обоих полов постепенно разрешают этот
конфликт посредством идентификации себя с родителем одного пола — подражают его поведению,
склонностям и личностным особенностям, пытаясь походить на него. Таким образом, процесс
формирования половой идентичности и полоролевого поведения начинается с открытия ребенком
генитальных различий между полами и завершается, когда ребенок идентифицирует себя с родителем
того же пола (Freud, 1925/1961).
Психоаналитическая теория всегда вызывала споры, и многие отвергают ее открытый вызов, что
«анатомия — это судьба». Эта теория предполагает, что половая роль — даже ее стереотипность — есть
всеобщая неизбежность и изменить ее нельзя. Однако, что более важно, эмпирические данные не
подтвердили, что узнавание ребенком существования генитальных половых различий или
идентификация себя с родителем того же пола в значительной степени определяют его половую роль
(McConaghy, 1979; Maccoby & Jacklin, 1974; Kohlberg, 1966).
Теория социального научения. В отличие от психоаналитической теории, теория социального
научения предлагает более прямое объяснение принятия половой роли. В ней подчеркивается важность
подкрепления и наказания, получаемых ребенком соответственно за подобающее и неподобающее его
полу поведение, и того, как ребенок, наблюдая за взрослыми, усваивает свою половую роль (Bandura,
1986; Mischel, 1966). Например, дети замечают, что поведение взрослых мужчин и женщин различается,
и строят гипотезы о том, что подходит им самим (Perry & Bussey, 1984). Научение путем наблюдения
позволяет также детям подражать и тем самым приобретать полоролевое поведение путем имитации
авторитетных для них взрослых одноименного пола, которыми они восхищаются. Как у
психоаналитической теории, у теории социального научения тоже есть собственная концепция
подражания и идентификации, но основана она не на разрешении внутреннего конфликта, а на
научении посредством наблюдения.
Hosted by uCoz