Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 700 
Next page End  

видными гениталиями. На другой фотографии тот же ребенок был показан одетым как ребенок
противоположного пола (мальчику при этом добавляли парик); на третьей фотографии ребенок был
одет нормально, т. е. соответственно своему полу. [В нашей культуре детская нагота — вещь
деликатная, поэтому все фотографии делались в собственном доме ребенка в присутствии как минимум
одного родителя. Родители давали письменное согласие на использование фотографий в исследованиях,
а родители двух детей, изображенных на рис. 3.10, дали, кроме этого, письменное согласие на
публикацию фотографий. Наконец, родители детей, участвовавших в исследовании в качестве
испытуемых, давали письменное согласие на участие своего ребенка в исследовании, в котором ему
будут задавать вопросы относительно изображений нагих детей.]
Рис. 3.10. Тест на константность пола. После демонстрации фотографии нагого ходячего
малыша детей просили определить его пол, когда этот же малыш был одет в одежду,
соответствующую или не соответствующую его полу. Если дети правильно определяют пол на всех
фотографиях, значит, они знают о константности пола (по: Bem, 1989, р. 653-654).
С использованием этих 6 фотографий детей в возрасте от 3 до 5,5 лет тестировали на
константность пола. Сначала экспериментатор показывал ребенку фотографию голого ребенка,
которому давалось имя, не указывающее на его пол (например, «Гоу»), а затем просил его определить
пол ребенка: «Гоу — мальчик или девочка?». Далее экспериментатор показывал фотографию, на
которой одежда не соответствовала полу. Убедившись, что ребенок понимает, что это тот же малыш,
который на предыдущей фотографии был в обнаженном виде, экспериментатор объяснял, что фото
было сделано в день, когда малыш играл
в переодевание и надел одежду противоположного пола (а
если это был мальчик, то он надел девичий парик). Затем фотографию голыша убирали и просили
ребенка определить пол, глядя только на фото, где одежда не соответствовала полу: «Кто же на самом
деле Гоу — мальчик или девочка?». Наконец ребенка просили определить пол того же малыша по
фотографии, где одежда соответствовала полу. Затем вся процедура повторялась с другим набором из
трех фотографий. Детей также просили объяснить свои ответы. Считалось, что ребенок владеет
константностью пола, только если он правильно определял пол малыша все шесть раз.
Чтобы оценить, знают ли дети, что гениталии являются важным признаком пола, использовался
ряд фотографий разных малышей. Здесь детей снова просили определить пол малыша на фотографии и
объяснить свой ответ. Самой легкой частью теста было указать, кто из двух голышей мальчик, а кто —
девочка. В самой трудной части теста демонстрировались фотографии, на которых малыши были
обнажены ниже пояса, а выше пояса одеты не в соответствии с полом. Чтобы правильно определить пол
на таких фотографиях, ребенку не только надо было знать, что гениталии указывают на пол, но что если
генитальный признак пола противоречит культурно обусловленным признакам пола (например, одежде,
прическе, игрушкам), то он все равно имеет приоритет. Заметьте, что сама по себе задача на
константность пола еще труднее, поскольку ребенок должен отдать приоритет генитальному признаку,
даже когда этот признак больше не виден на фото (как на втором фото обоих наборов на рис. 3.10).
Результаты показали, что у 40% детей в возрасте 3, 4 и 5 лет константность пола присутствует.
Это гораздо более ранний возраст, чем упоминаемый в когнитивной теории развития Пиаже или
Кольберга. Еще важнее, что ровно 74% детей, прошедших тест на знание гениталий, владели
константностью пола, и только 11% (трем детям) тест на знание пола пройти не удалось. Кроме этого, у
детей, прошедших тест на знание пола, чаще проявлялась константность пола по отношению к себе: они
правильно отвечали на вопрос: «Если бы ты, как и Гоу, однажды решил(а) поиграть в переодевание и
надел(а) парик девочки (мальчика) и одежду девочки (мальчика), кем бы ты был(а) на самом деле —
мальчиком или девочкой?».
Эти результаты изучения константности пола показывают, что в отношении половой
идентичности и полоролевого поведения частная теория Кольберга, как и общая теория Пиаже,
недооценивает потенциальный уровень понимания ребенка на предоперационной стадии. Но у теории
Кольберга есть и более серьезный недостаток: она не позволяет рассмотреть вопрос, зачем детям надо
составлять представления о себе, организуя их преимущественно вокруг своей принадлежности к
мужскому или женскому полу? Почему пол имеет приоритет над другими возможными категориями
самоопределения? Именно для решения этого вопроса была построена следующая теория — теория
половой схемы (Bem, 1985).
Теория половой схемы. Мы уже говорили о том, что с позиций социокультурного подхода к
психическому развитию ребенок — это не просто ученый-естествоиспытатель, стремящийся к
Hosted by uCoz