Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 700 
Next page End  

познанию всеобщей истины, а новобранец культуры, который хочет стать «своим», научившись
смотреть на социальную реальность через призму данной культуры.
Мы отмечали также, что в большинстве культур биологическое различие между мужчиной и
женщиной обрастает целой сетью убеждений и норм, пропитывающих буквально все сферы
человеческой деятельности. Соответственно, ребенку надо узнать о многих деталях этой сети: что
представляют собой нормы и правила данной культуры, относящиеся к адекватному поведению разных
полов, их ролей и
личностных характеристик? Как мы видели, и теория социального научения, и
когнитивная теория развития предлагают разумные объяснения того, как развивающийся ребенок
может приобрести эту информацию.
<Рис. Согласно теории гендерной схемы, детей постоянно поощряют рассматривать мир с
точки зрения их собственной гендерной схемы, что требует от них принимать во внимание,
соответствует ли та или иная игрушка или вид активности их половой принадлежности.>
Но культура преподает ребенку и гораздо более глубокий урок: деление на мужчин и женщин
настолько важно, что оно должно стать чем-то вроде набора линз, через которые видно все остальное.
Возьмем, например, ребенка, который впервые приходит в детсад и встречает там множество новых
игрушек и занятий. Чтобы решить, какие игрушки и занятия попробовать, можно воспользоваться
многими потенциальными критериями. Где он/она будет играть: в помещении или на улице? Что
предпочесть: игру, требующую художественного творчества, или игру, в которой применяются
механические манипуляции? Как быть в случае, когда действия должны выполняться вместе с другими
детьми? Или когда можно обойтись в одиночку? Но из всех потенциальных критериев культура ставит
один превыше всех остальных: «Прежде всего хорошенько убедись, что та или иная игра или занятие
соответствуют твоему полу». На каждом шагу ребенка подталкивают к тому, чтобы смотреть на мир
через призму его пола, и эту призму Бем называет половой схемой (Bem, 1993, 1985, 1981). Именно
потому, что дети учатся оценивать варианты своего поведения через эту призму, теория половой схемы
— это теория полоролевого поведения.
Родители и учителя прямо не рассказывают детям о половой схеме. Урок этой схемы незаметно
встроен в повседневную культурную практику. Представим себе, например, учительницу, которая
желает равно обращаться с детьми обоих полов. Для этого она выстраивает их в очередь к питьевому
фонтанчику, чередуя через одного мальчиков и девочек. Если в понедельник дежурным она назначает
мальчика, то во вторник — девочку. Равное количество мальчиков и девочек отбирается для игр в
классе. Такая учительница верит, что учит своих школьников тому, как важно равенство полов. Она
права, но, сама того не сознавая, она указывает им на важную роль пола. Ее ученики узнают, что, как бы
ни казалась та или иная деятельность не связанной с полом, в ней невозможно участвовать, не учитывая
различия между мужским и женским. Ношение «очков» пола важно даже для заучивания местоимений
родного языка: он, она, ему, ей.
Дети учатся смотреть через «очки» пола и на самих себя, организуя представление о себе вокруг
своей мужской или женской принадлежности и связывая свою самооценку с ответом на вопрос
«Достаточно ли я мужественный?» или «Достаточно ли я женственна?». Именно в этом смысле теория
половой схемы есть одновременно теория половой идентичности, а также и теория полоролевого
поведения.
Таким образом, теория половой схемы является ответом на вопрос, с которым, как полагает Бем,
не может справиться когнитивная теория развития половой идентичности и полоролевого поведения,
предложенная Кольбергом: почему свое представление о себе дети организуют в первую очередь вокруг
своей мужской или женской принадлежности? Как и в когнитивной теории развития, в теории половой
схемы развивающийся ребенок рассматривается как активное лицо, действующее в своем собственном
социальном окружении. Но, как и теория социального научения, теория половой схемы не считает
полоролевое поведение ни неизбежным, ни неизменным. Дети приобретают его, потому что пол
оказался главным центром, вокруг которого их культура решила выстроить свои взгляды на реальность.
Когда идеология культуры менее ориентирована на половые роли, то и поведение детей и их
представления о себе содержат меньше половой типизации.
Юность
Юностью называется переходный период от детства к взрослости. Ее возрастные пределы строго
не определены, но примерно она длится от 12 до 17-19 лет, когда физический рост практически
Hosted by uCoz