Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 700 
Next page End  

произойдет какое-нибудь событие настолько важное, что оно поставит под сомнение неосмысленные
ими правила и ценности.
-
Мораторий (здесь в смысле временной отсрочки окончательного решения. Прим. перев.).
Это молодые люди, находящиеся в разгаре кризиса идентичности. Они активно ищут ответы, но пока
находят только конфликты между планами их родителей в отношении их самих и своими
неудовлетворенными интересами. Они могут какое-то время отстаивать ряд политических и
религиозных убеждений только затем, чтобы после некоторого раздумья отказаться от них. В лучшем
случае они чувствительны, этичны, с открытым умом; в худшем — подавлены тревогой, самодовольны
и нерешительны (Scarr, Weinberg & Levine, 1986).
-
Диффузная идентичность. Это термин Марсиа для эриксоновской категории расплывчатой
идентичности. У некоторых относящихся к этой категории в прошлом был кризис идентичности, у
некоторых — нет. Но ни у тех ни у других еще нет целостного ощущения самих себя. Они говорят, что
было бы «интересно» пойти учиться на юридический факультет или заняться бизнесом, но не
предпринимают никаких шагов ни в одном направлении. Они говорят, что их не интересует ни религия,
ни политика. Некоторые из них циничны («Все политики — просто дерьмо»), некоторые поверхностны
и рассеянны. Конечно, некоторые еще слишком молоды, чтобы достигнуть подросткового уровня
развития идентичности.
Как и ожидалось, доля подростков, достигших высокого уровня идентичности, стабильно растет
начиная от средней школы и до старших классов колледжа, а доля пребывающих с диффузной
идентичностью стабильно уменьшается. Мораторий как кризисный статус идентичности достигает
своего пика в первые два года колледжа. Вообще, исследования показывают, что достигнутый уровень
идентичности значительно выше в отношении выбора профессии, чем в отношении политической
идеологии (Waterman, 1985).
Резюме
1. Два вопроса психологии развития являются центральными: а) каким образом биологические
факторы («врожденное») взаимодействуют с влиянием среды («приобретенным»), детерминируя ход
развития; б) является ли развитие непрерывным процессом изменений, или это, скорее,
последовательность качественно различных стадий? Сюда же относится вопрос: существуют ли
критические или сензитивные периоды, во время которых должны произойти определенные внутренние
события, с тем чтобы психическое развитие продолжалось нормально?
2. Генетические детерминанты проявляют себя в процессе созревания — внутренне
детерминированных последовательностей роста или телесных изменений, относительно независимых от
окружения. Моторное развитие, например, преимущественно определяется ходом созревания,
поскольку всеми детьми такие навыки, как ползание, стояние и хождение, осваиваются в одной и той же
последовательности и примерно в одном и том же возрасте. Но даже их может изменить нетипичное
или неадекватное окружение.
3. Когда младенец рождается, все его сенсорные системы находятся в рабочем состоянии и
вполне готовы к познанию окружения. Есть даже некоторые данные, что новорожденные особо
реагируют на те еще находясь в матке.
4. Пиаже в своей теории описал стадии когнитивного развития, идущие в следующем порядке:
сенсомоторная стадия (на которой важнейшим открытием ребенка является постоянство объекта),
предоперационная стадия (начало использования знаков), стадия конкретных операций (возникает
понятие сохранения) и стадия формальных операций (систематическая проверка гипотез при решении
задач). Характер моральных суждений ребенка также меняется соответственно этой
последовательности.
5. Новые методики тестирования показали, что теория Пиаже недооценивает способности
ребенка, и тогда возникли альтернативные подходы. Информационный подход рассматривает
когнитивное развитие как отражение постепенного развития таких процессов, как внимание и память.
Некоторые ученые ставят акцент на развитии знаний ребенка в конкретных областях, а некоторые
подчеркивают влияние социального и культурного контекста.
6. Пиаже полагал, что понимание детьми моральных правил и моральные суждения развиваются
параллельно с их когнитивными способностями. Кольберг развил работу Пиаже, включив в нее
подростковый период и период зрелости. Он предложил модель моральных суждений, содержащую три
Hosted by uCoz