Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 700 
Next page End  

Kohnstamm, Bates & Rothbart (eds.). Temperament in Childhood; социокультурный подход к вопросам
пола и секса: Bem. The Lenses of Gender (1993).
О развитии подростков: Steinberg. Adolescence (4th ed., 1996); Kimmel and Wiener. Adolescence: A
Developmental Transition (1985).
На переднем крае психологических исследований
Какое влияние оказывает воспитание в детском саду?
Воспитание в детском саду является в Соединенных Штатах предметом дискуссий, поскольку
многие не уверены в том, какое влияние оказывают ясли и детские сады на маленьких детей; многие
американцы также считают, что дети должны воспитываться дома своими матерями. Однако в
обществе, где подавляющее большинство матерей работает, детский сад является частью общественной
жизни; фактически детский сад посещает большее число трех-четырехлетних детей (43%), чем
воспитывается либо в своем доме, либо в других домах (35%).
Многие исследователи пытались определить, какое влияние (если оно есть) оказывает на детей
воспитание в детском саду. В ходе одного широко известного исследования (Belsky & Rovine, 1988)
было обнаружено, что у младенцев, за которыми более 20 часов в неделю ухаживают другие лица,
кроме матери, с большей вероятностью развивается недостаточно сильная привязанность к своим
матерям; однако эти данные касаются только мальчиков младенческого возраста, чьи матери не
проявляют чуткости к своим детям, считая, что они обладают тяжелым темпераментом. Аналогичным
образом, Кларк-Стюарт (Clarke-Stewart, 1989) обнаружил, что у младенцев, воспитывающихся другими
лицами, помимо матери, с меньшей вероятностью развивается прочная привязанность к своим матерям,
чем у младенцев, за которыми ухаживают их матери (47% и 53% соответственно). Другие
исследователи пришли к выводу, что на детское развитие не оказывает негативного влияния
качественный уход, осуществляемый другими лицами (Phillips et al., 1987).
В последние годы исследования, посвященные воспитанию в детских садах, сосредоточены не
столько на сопоставлении влияния детских садов по сравнению с материнским воспитанием, сколько на
влиянии качественного и некачественного внедомашнего воспитания. Так, было обнаружено, что дети,
которым с раннего возраста был обеспечен качественный уход, оказались более социально
компетентными в начальной школе (Anderson, 1992; Field, 1991; Howes, 1990) и более уверенными в
себе (Scarr & Eisenberg, 1993), чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте. С
другой стороны, некачественное воспитание может оказывать негативное влияние на адаптацию,
прежде всего у мальчиков, особенно у живущих в очень неблагоприятной домашней обстановке
(Garrett, 1997). Качественное внедомашнее воспитание может противодействовать такому негативному
влиянию (Phillips et al., 1994).
<Рис. Было установлено, что хорошо оборудованные детские сады, в которых на детей
приходится достаточное количество воспитателей, оказывают положительное влияние на детское
развитие.>
В чем выражается качественное внедомашнее воспитание? Было идентифицировано несколько
факторов. Они включают число детей, воспитывающихся в едином пространстве, отношение
количества воспитателей к количеству детей, более редкую смену состава воспитателей, а также
уровень образования и подготовки воспитателей. Если эти факторы благоприятны, воспитатели, как
правило, проявляют большую заботу о детях и более чутки к их потребностям; они также более
общительны с детьми, и в результате дети отличаются более высокими показателями по тестам
интеллектуального и социального развития (Galinsky et al., 1994; Helburn, 1995; Phillips & Whitebrook,
1992). Другие исследования показывают, что хорошо оборудованные и предоставляющие
разнообразные занятия детские сады оказывают на детей положительное влияние (Scarr et al., 1993).
Недавно проведенное крупномасштабное исследование с участием более тысячи детей,
воспитывавшихся в десяти детских садах, показало, что в более качественных детских садах
(оцениваемых по уровню квалификации воспитателей и объему индивидуального внимания, уделяемого
детям) дети фактически достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных
способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие качественного внедомашнего
воспитания. В особенности это касается детей из малообеспеченных семей (Garrett, 1997).
В целом можно сказать, что на детей не оказывает существенного влияния воспитание другими
Hosted by uCoz