Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 700 
Next page End  

Призма расщепляет свет на различные длины волн. Короткие волны кажутся синими, средние
— зелеными, а длинные — красными.
В дальнейшем обсуждении цветового восприятия мы будем говорить только о длинах волн. Это
совершенно адекватно в случаях, когда первоисточником ощущения цвета является объект,
излучающий свет, например солнце или лампочка. Однако чаще источником цветовых ощущений
является объект, отражающий свет, когда его освещает источник света. В таких случаях восприятие
цвета объекта частично определяется длинами волн, которые объект отражает, частично — другими
факторами. Один из таких факторов — окружающий цветовой фон. Богатое разнообразие других цветов
в пространственном окружении объекта позволяет наблюдателю правильно воспринимать цвет объекта,
даже когда длины волн, исходящих от объекта и достигающих глаза, не вполне точно отражают
характерный цвет объекта (Land, 1986). Способность воспринимать цвет любимой джинсовой куртки
как индиго, несмотря на значительные вариации окружающего освещения, носит название
«константность цвета». Мы будем более подробно обсуждать эту тему в гл. 5.
Ощущение цвета. В некоторых отношениях ощущение цвета явление субъективное. Но для
научного изучения цветоощущения нам следует описывать его общепринятыми терминами. Представим
себе пятно света на темном фоне. С феноменологической точки зрения его характеризуют 3 параметра:
светлота, цветовой тон и насыщенность. Светлота показывает, насколько белым видится свет (ее
следует отличать от яркости: очень слабо освещенный объект может тем не менее казаться белым). Два
других параметра относятся непосредственно к самому цвету. Цветовым тоном называется качество,
обозначаемое названием цвета, например «красный» или «зеленовато-желтый». Насыщенность означает
наполненность цветом или чистоту цвета. Ненасыщенные цвета выглядят бледными (например,
розовый); насыщенные цвета на вид не содержат белого. Художник Альберт Манселл предложил схему
описания окрашенных поверхностей путем присваивания им одного из 10 названий цветового тона и
двух чисел: одного — для указания насыщенности, другого — светлоты. Цветовая система Манселла
представлена в виде цветового тела (рис. 4.16).
Hosted by uCoz