Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 700 
Next page End  

устное воспроизведение) применяются по мере перехода к каждому крупному разделу главы.
Метод PQRST, как он здесь описывается, основан на работах Thomas & Н. A. Robinson (1982) и
Spache & Berg (1978); их работы, в свою очередь, основаны на более ранней работе R. P. Robinson
(1970).
Этап П (Предосмотр). На первом этапе вы бегло просматриваете всю главу, стремясь получить
общее представление об основных темах. Это достигается прочтением резюме и затем беглым
прочитыванием самой главы; при этом особое внимание стоит обратить на заголовки основных
разделов и подразделов, а также пробежать глазами рисунки и иллюстрации. Наиболее важное в этапе
предосмотра — тщательно прочитать резюме в конце главы после того, как вы бегло ее просмотрели.
Не поленитесь обратить внимание на каждый пункт этого резюме; при этом у вас возникнут вопросы,
на которые надо будет ответить позднее, когда вы будете читать текст полностью. На этапе
предосмотра вы получаете общее представление о темах, обсуждающихся в главе, и об их организации.
Этап В (Вопросы). Как отмечалось ранее, этапы В, Ч и У следует применять к каждому
крупному разделу главы по мере перехода к нему. Как правило, главы этой книги содержат от 5 до 8
крупных разделов и каждый раздел начинается с заголовка крупными буквами. Проработайте главу по
одному разделу за один раз, применяя к каждому из них этапы В, Ч и У, прежде чем перейти к
следующему. Прежде чем прочитать раздел, прочитайте его заголовок, а также заголовки его
подразделов. Затем преобразуйте тематические заголовки в один или более вопросов, на которые вы
ожидаете найти ответ при чтении этого раздела. Спросите себя: «Какова была основная идея автора при
написании этого раздела?» Это этап вопросов.
Этап Ч (Чтение). Далее прочтите раздел внимательно, со смыслом. По мере чтения постарайтесь
ответить на вопросы, поставленные вами на этапе В. Вдумывайтесь в то, что читаете, и попытайтесь
связать это с тем, что уже знаете. Возможно, вы захотите пометить или подчеркнуть ключевые слова
или фразы текста. Не стоит, однако, помечать более 10-15% текста. Слишком много выделений мешают
поставленной задаче, суть которой в том, чтобы ключевые слова и идеи выделялись при последующем
просмотре. Возможно, лучше всего отложить внесение пометок, пока вы не прочитали весь раздел и не
познакомились со всеми ключевыми идеями, так чтобы судить об их относительной важности.
Этап У (Устное воспроизведение). Окончив читать раздел, попытайтесь воспроизвести
основные идеи и повторить информацию. Устное воспроизведение — мощное средство фиксации
материала в памяти. Выразите идеи своими словами и повторите информацию (желательно вслух, а
если вы не одни, то про себя). Сверьтесь с текстом, чтобы быть уверенным, что вы воспроизвели
материал верно и полно. Устное воспроизведение вскроет пробелы в вашем знании и поможет вам
организовать информацию в памяти. Завершив таким образом один раздел текущей главы, переходите к
следующему и снова примените этапы В, Ч и У. Продолжайте таким же образом, пока не закончите все
разделы главы.
Этап К (Контроль). Когда вы закончили чтение всей главы, вам надо проверить себя и
просмотреть весь материал. Проглядите свои пометки и проверьте воспроизведение основных идей.
Попробуйте понять связь разных фактов друг с другом и их организацию внутри главы. На этапе
контроля может потребоваться просмотреть снова всю главу и проверить ключевые факты и идеи. На
этом этапе вам также следует перечитать резюме главы; при этом вы должны уметь добавлять
подробности ко всем его пунктам. Не откладывайте этап контроля до предэкзаменационной ночи.
Лучше всего в первый раз пересмотреть главу сразу после ее прочтения.
Исследования показывают, что метод ПВЧУК очень полезен и определенно предпочтительнее,
чем простое прочтение всей главы напрямую (Thomas & Robinson, 1982). Устное воспроизведение
особенно важно; лучше потратить значительное время учебы на активную попытку повторить материал,
чем отдать все время его чтению и перечитыванию (Gates, 1917). Исследования показывают также, что
тщательное прочтение резюме главы перед прочтением ее самой особенно продуктивно (Reder &
Anderson, 1980). Чтение резюме прежде всего дает общее представление о главе, которое позволяет
организовывать материал по мере ее прочтения. Даже если вы решите не проходить по всем этапам
метода ПВЧУК, обратите особое внимание на устное воспроизведение и прочтение резюме главы как на
хороший способ первого знакомства с материалом.
Hosted by uCoz