Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 700 
Next page End  

ведущими к различным участкам коры мозга (Melzak, 1990).
Внестимульные детерминанты боли. На интенсивность и качество боли больше, чем на любое
другое ощущение, влияют факторы иные, чем непосредственный стимул. К этим факторам относятся
культурная принадлежность человека, его ожидания и предшествующий опыт. Поразительным
примером культурного влияния служит то, что в некоторых незападных обществах существуют
ритуалы, кажущиеся впервые столкнувшемуся с ними западному человеку невыносимо болезненными.
К таковым относится церемония подвешивания на крюках, практикуемая в некоторых районах Индии:
«Эта церемония ведет начало от древнего обычая, в котором выбирали члена социальной
группы, чтобы он представлял собой силу богов. Роль избранного (или "священника") заключалась в
том, чтобы в определенный период года благословить детей и урожай в ряде соседствующих деревень.
В этом ритуале примечательно то, что по обеим сторонам спины этого человека под кожей и мышцами
продеваются стальные крюки, привязанные крепкими веревками к верхушке специальной телеги (см.
рис. 4.29).
Рис. 4.29. Культура и боль. Справа: два стальных крюка в спине у священника в индийской
церемонии висения на крюке. Слева: священник висит на веревках, пока телега везет его от деревни к
деревне. Когда он благословляет деревенских детей и урожай, он свободно повисает на крюках в своей
спине (по: Kosambi, 1967).
Телега затем ездит от деревни к деревне. Обычно, пока телега переезжает, этот человек висит на
веревках. Но в кульминационный момент церемонии в каждой деревне он свободно повисает только на
крюках, вонзенных ему в спину, чтобы благословить детей и урожай. Поразительно, но нет никаких
признаков, что во время ритуала этот человек испытывает боль; скорее он пребывает в "состоянии
экзальтации". Когда потом крюки удаляют, раны быстро заживают без всякого лечения, если не считать
прикладывания к ним древесной золы. Две недели спустя шрамы на его спине едва различимы»
(Melzack, 1973).
Очевидно, боль — функция не только сенсорных рецепторов, но и психики.
Феномены, подобные приведенному выше, послужили основой для создания теории
управляемых ворот для боли (Melzak & Wall, 1982, 1988). Согласно этой теории, для возникновения
ощущения боли нужны не только активация болевых рецепторов в коже, но и чтобы в спинном мозге
были открыты «нервные ворота», позволяющие сигналам от болевых рецепторов проходить в мозг (эти
ворота закрываются, когда активируются критические волокна спинного мозга). Поскольку нервные
ворота можно закрыть сигналом, посланным из коры, воспринимаемую интенсивность боли можно
снизить мысленным усилием, как в церемонии висения на крюке. Но что это такое — «нервные
ворота»? Видимо, они имеют отношение к участку среднего мозга, который называется серым
веществом вокруг сильвиева водопровода (сокращенно СВСВ); нейроны СВСВ соединены с другими
Hosted by uCoz