Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 700 
Next page End  

движение какого-либо одного направления и скорости. Лучшее подтверждение существования таких
клеток получено в экспериментах с животными, где регистрировалась активность отдельных клеток во
время предъявления животному стимулов с различными паттернами движения. В этих исследованиях
были обнаружены клетки коры, настроенные на определенные направления движения. Есть даже
клетки, настроенные специально на обнаружение объектов, движущихся в направлении головы, что,
очевидно, полезно для выживания (Regan, Beverly & Cynader, 1979). Все-таки удивительно, насколько
работа зрительной коры распределена между различными зонами и клетками.
Существованием специализированных клеток, обнаруживающих движение, можно объяснить
эффекты избирательной адаптации и последействия наблюдаемого движения. Например, избирательная
адаптация к движению вверх возникает из-за усталости клеток коры, специализированных на таком
движении; а поскольку клетки, специализированные на движении вниз, работают как обычно, они
начинают доминировать при обработке, создавая эффект последействия в виде движения вниз.
Однако неврологическая основа восприятия реального движения состоит не просто в активации
конкретных клеток. Движение молено видеть и в темноте при слежении за движущимся светящимся
объектом (например, за самолетом ночью). Поскольку глаза следуют за объектом, изображение на
сетчатке совершает только небольшие нерегулярные движения (из-за неточного слежения взглядом), и
тем не менее человек воспринимает равномерное непрерывное движение. Почему? Ответ, видимо, в
том, что двигательные отделы переднего мозга посылают информацию о движении глаз в зрительную
кору, что оказывает влияние на видимое движение. В сущности, моторная система информирует
зрительную систему о своей причастности к отсутствию плавного движения на сетчатке, и тогда
зрительная система исправляет этот недостаток. В обычных зрительных ситуациях есть и движения
обоих глаз, и большие движения изображений на сетчатках. Задача зрительной системы в том, чтобы
объединить информацию от этих двух источников и определить характер воспринимаемого движения.
Распознавание
Теперь мы обратимся к другой важной функции восприятия — распознаванию объектов.
Распознавание объекта состоит в отнесении его к той или иной категории: это — рубашка, это —
кошка, это — ромашка и т. п. Разумеется, мы можем также узнавать людей, что равнозначно отнесению
того или иного входного зрительного сигнала к конкретному индивиду: это Бен Мерфи, это Ирен Пол.
В обоих случаях — предметы это или люди — во время распознавания мы делаем выводы о множестве
скрытых свойств объекта: если это рубашка, значит, она из ткани и ее можно носить; если это кошка, то
она может меня поцарапать, когда я дерну ее за хвост; если это Бен Мерфи, значит, он захочет
рассказать мне о своих баскетбольных успехах, и т. п. Распознавание — это то, что позволяет выйти за
пределы данной информации.
Какие свойства объекта используются для его распознавания? Форма, величина, цвет, текстура,
ориентация и т. д.? Все эти атрибуты играют определенную роль, однако ведущее значение, видимо,
имеет форма. Например, чашку мы узнаем независимо от того, большая она или маленькая (вариация
величины), белая или коричневая (вариация цвета), гладкая или с рельефом (вариация текстуры), стоит
ли она прямо или слегка наклонена (вариация ориентации). А вот изменение формы, наоборот, очень
сильно влияет на возможность распознавания чашки; если часть ее формы чем-то загорожена, мы
можем не узнать ее вовсе. Один из примеров важности формы для распознавания, — это тот факт, что
многие объекты мы узнаем почти так же хорошо на простых контурных рисунках, передающих только
форму объекта, как и на подробных цветных фото, передающих множество атрибутов объекта
(Biederman & Ju, 1988).
<Рис. На ранних стадиях распознавания система восприятия использует информацию на
сетчатке для описания объекта посредством таких примитивных (элементарных) компонентов, как
линии и края. На более поздних стадиях система сравнивает данное описание с описаниями различных
категорий объектов, хранящихся в зрительной памяти, например таких, как «собаки».>
Тогда встает решающий вопрос: как человек использует информацию о форме объекта, чтобы
отнести его к определенной категории? Отвечая на него, мы сначала обратимся к простым объектам,
таким как буквы алфавита, а затем рассмотрим естественные объекты (например, животных) и мебель.
Ранние этапы процесса распознавания
Hosted by uCoz