Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 700 
Next page End  

именно что описание буквы должно содержать как те признаки, которые она имеет, так и те, которые в
ней отсутствуют, — первоначально предложили исследователи искусственного интеллекта, которые
разрабатывали компьютерные программы, моделирующие восприятие букв человеком. Хотя в то время
такие идеи пользовались относительным успехом, в конце концов оказалось, что они неспособны
адекватно объяснить данные о влиянии контекста на способность воспринимать буквы. В частности,
оставалось непонятным, почему буква легче воспринимается, когда она предъявляется в составе слова,
чем когда она предъявляется сама по себе. Так, если испытуемым на короткое время предъявляют
изображение либо только буквы K, либо слова «WORK» (работа), а затем спрашивают, была ли
последняя буква K или D, они отвечают точнее, если было предъявлено целое слово, а не одна буква
(рис. 5.15).
Рис. 5.15. Восприятие букв и слов. Этот рисунок иллюстрирует последовательность событий
в эксперименте, в котором сравнивалось восприятие букв, предъявлявшихся отдельно или в составе
слова. Сначала испытуемые видели точку фиксации, за ней следовало слово или отдельная буква,
которые предъявлялись всего на несколько миллисекунд. Затем предъявлялся стимул, содержащий
маскирующие знаки на том месте, где находились буквы, и два варианта ответа. Испытуемым надо
было решить, какой из двух вариантов слова или буквы предъявлялся ранее (по: Reicher, 1969).
Чтобы объяснить этот результат, в вышеописанную сеть со связями между признаками и
буквами надо внести несколько изменений. Во-первых, в нее надо добавить уровень слов и помимо
этого добавить возбуждающие и тормозные связи от букв к словам (рис. 5.16).
Рис. 5.16. Сеть с активацией «сверху вниз». В этой сети между буквами и словами, а также
между признаками и буквами имеются возбуждающие и тормозные связи, и некоторые
возбуждающие связи идут от слов к буквам.
Кроме того, надо добавить возбуждающие связи, идущие от слов обратно к буквам; эти
последние будут обеспечивать обратную связь «сверху вниз», и тогда можно будет объяснить, почему
при кратковременном предъявлении буква легче воспринимается в составе слова, чем когда она
Hosted by uCoz