Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 700 
Next page End  

ожидание, и для распознания достаточно очень слабого входного сигнала. Но если бы Сара вдруг
появилась в вашем родном городе на рождественские каникулы, возможно, вам в первый момент даже
было бы трудно ее узнать. Она оказалась бы вне контекста — нарушила бы ваши ожидания, и вам
пришлось бы прибегнуть к обширной обработке «снизу вверх», чтобы сказать, что это на самом деле
она (такие вещи обычно ощущаются как бы «со второй попытки»). Из этого примера ясно видно, что
при соответствующем контексте (т. е. когда он предвосхищает объект на входе), восприятие
облегчается; при несоответствующем контексте восприятие затрудняется.
Влияние контекста особенно примечательно, когда стимульный объект неоднозначен, т. е. когда
он может восприниматься по-разному. Пример двойственного изображения показан на рис. 5.19; его
можно воспринимать как старуху или как молодую женщину (хотя в первый момент с большей
вероятностью видна старуха). Если вы уже смотрели на обычные картинки, напоминающие молодую
женщину на рис. 5.19 (т. е. если контекст составляют молодые женщины), то на этой двойственной
картинке вы скорее всего увидите вначале молодую женщину.
Рис. 5.19. Двойственный стимул. На этом неоднозначном рисунке можно видеть или молодую
женщину, или старуху. Большинство видит сначала старуху. Молодая женщина отвернулась, и видна
левая часть ее лица. Ее подбородок образует нос старухи, а цепочка у нее на шее рот старухи (по:
Boring, 1930).
Этот эффект временного контекста виден на другом наборе изображений на рис. 5.20. Смотрите
на них, как при чтении рассказа в картинках — слева направо и сверху вниз. Картинки в середине этой
последовательности неоднозначны. Если вы смотрели на эти изображения в предложенной
последовательности, то скорее всего видели в них мужское лицо. Если вы посмотрите на них в
обратном порядке, то в двойственных картинках скорее всего увидите молодую женщину.
Рис. 5.20. Эффект временного контекста. То, что вы здесь увидите, зависит от порядка
рассматривания картинок. Картинки в середине ряда — двойственные. Если вы вначале смотрите на
картинку с мужским лицом, они будут казаться вам искаженными мужскими лицами. Если вы вначале
смотрите на картинку с женщиной, они будут походить на женщину (по: Fisher, 1967).
Hosted by uCoz