Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 700 
Next page End  

С восприятием связан веками ставившийся вопрос о том, являются ли перцептивные
способности человека врожденными или приобретенными — уже знакомая нам проблема «природы» и
«воспитания». Современные психологи уже не верят, что это проблема типа «либо — либо». Сегодня
никто уже не сомневается, что и генетика, и научение влияют на восприятие; задача теперь в том, чтобы
указать вклад того и другого и определить их взаимодействие. Для современного исследователя вопрос
«Надо ли учиться воспринимать?» открывает путь к вопросам более конкретным: 1. Какие способности
к различению есть у младенцев (отсюда мы кое-что узнаем о врожденных способностях) и как эти
способности меняются с возрастом в условиях нормального воспитания? 2. Если выращивать животных
в условиях, ограничивающих их возможности научения (это называется контролируемой стимуляцией),
как это повлияет на их дальнейшую способность к различению? 3. Как влияет выращивание при
контролируемых условиях на перцептивно-моторную координацию?
Различение у младенцев
Возможно, самый прямой путь выяснить, какие из перцептивных способностей человека
являются врожденными, — это посмотреть, какие способности есть у младенца. Сначала вы, наверное,
подумали, что исследовать стоит только новорожденных, поскольку, если способность врожденная, она
должна присутствовать с первого дня жизни. Однако эта идея оказывается слишком простой.
Некоторые врожденные способности, например восприятие формы, могут появиться только после того,
как разовьются другие, более фундаментальные способности, такие как различение деталей. А чтобы
созрели некоторые другие врожденные способности, может потребоваться, чтобы того или иного рода
сигналы из окружения поступали на сенсорный вход в течение значительного времени. Поэтому при
изучении врожденных способностей перцептивное развитие прослеживается с первой минуты жизни и
далее в течение первых лет детства.
Методы изучения младенцев. Трудно судить о том, что воспринимает младенец, поскольку
говорить или следовать инструкциям он не может и поведенческий инструментарий у него весьма
ограничен. Чтобы изучать восприятие младенца, исследователю надо выбрать такой тип поведения,
посредством которого младенец мог бы показать то, что он может различить. Часто используемый для
этого тип поведения — склонность младенца смотреть на некоторые объекты дольше, чем на все
остальные, и психологи пользуются им в методе предпочтительного смотрения.
Этот метод показан на рис. 5.28. Младенцу предъявляют два стимула, один рядом с другим.
Экспериментатор спрятан от глаз младенца и наблюдает через перегородку позади стимулов за глазами
младенца, измеряя время, в течение которого тот смотрит на каждый из стимулов. (Для большей
точности экспериментаторы обычно делают видеозапись того, как младенец смотрит.) Время от
времени стимулы меняют местами в случайном порядке. Если младенец систематически смотрит на
один стимул дольше, чем на другой, экспериментатор заключает, что младенец может их различать.
Рис. 5.28. Тестирование зрительных предпочтений ребенка
Другая, близкая процедура называется методом привыкания (Horowitz, 1974; Frantz, 1966). В ней
использован тот факт, что младенцы хотя и смотрят пристально на новые объекты, но быстро устают от
этого (привыкают). Предположим, что новый объект какое-то время предъявляется, а потом его сменяет
другой. В зависимости от того, насколько этот второй объект воспринимается младенцем как
идентичный первому или очень на него похожий, он будет смотреть на него меньшее время; и наоборот,
если второй объект воспринимается им как существенно отличный от первого, младенец потратит на
Hosted by uCoz