Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 700 
Next page End  

(Barrera & Maurer, 1981).
Восприятие глубины. Восприятие глубины начинает появляться примерно в трехмесячном
возрасте, но окончательно формируется только где-то к 6 месяцам. Так, в возрасте около четырех
месяцев младенец начинает тянуться к ближайшему из двух предметов, определяя, какой из них
расположен ближе к нему, благодаря бинокулярной диспарантности (Granrud, 1986). Месяц или два
спустя младенцы начинают тянуться к ближайшим объектам, определяя их близкое расположение по
таким монокулярным признакам глубины, как относительные размеры, линейная перспектива, а также
расположение теней (Coren, Ward & Enns, 1999).
Другие свидетельства развития монокулярного восприятия глубины получены в результате
исследований, проводимых с использованием визуального обрыва (см. рис. 5.30). Визуальный обрыв
состоит из доски, пересекающей посередине лист стекла, под которым по разные стороны от доски
находятся две поверхности с шахматным узором — одна прямо под стеклом («мелкая» сторона), а
другая на несколько футов вниз от стекла («глубокая» сторона). (Впечатление глубины на рис. 5.30 —
собственно обрыв — создается за счет резкого изменения градиента текстуры.) Ребенок, достигший
возраста, когда он может ползать (6-7 месяцев), помещается на доску в центре; ему закрывают один
глаз, чтобы исключить бинокулярные признаки глубины. Когда мать зовет или манит его с «мелкой»
стороны, ребенок тут же ползет к ней; но когда она манит его с «глубокой» стороны, он «обрыва» не
пересекает. Таким образом, в возрасте, когда ребенок может ползать, его восприятие глубины развито
уже относительно хорошо.
Рис. 5.30. Визуальный обрыв. Визуальный обрыв устройство, позволяющее
продемонстрировать, что младенцы и детеныши животных могут воспринимать глубину примерно с
того же времени, когда они начинают передвигаться. Он состоит из двух поверхностей, покрытых
шахматным узором и сверху накрытых листом толстого стекла. Одна поверхность расположена
прямо под стеклом, а другая — в нескольких футах под ним. Когда котенка помещают на доску
посередине между «глубокой» и «мелкой» сторонами, он не хочет переходить на «глубокую» сторону,
но легко сходит с доски на «мелкую» (по: Gibson & Walk, 1960).
Константность восприятия. Подобно восприятию формы и глубины, константность восприятия
начинает развиваться в первые несколько месяцев жизни. Особенно это касается константности формы
и величины (см., напр.: Kellman, 1984). Подтверждение этому можно найти в эксперименте по
константности величины, в котором использовался метод привыкания (младенцам надоедает смотреть
на один и тот же стимул). Четырехмесячным младенцам сначала предъявляли на какое-то время одного
медвежонка, а затем показывали другого. Второй медвежонок мог выглядеть двояко: вариант 1 —
равный по физической величине первому медвежонку, но предъявленный на другом удалении и потому
создающий ретинальный образ иной величины; и вариант 2 — отличающийся от первого по физической
величине. Если младенцы обладали константностью величины, они должны были воспринимать
второго медвежонка в варианте 1 (той же физической величины) как равного по величине первому
медвежонку и, следовательно, разглядывать его меньшее время по сравнению со вторым медвежонком в
варианте 2, который действительно отличался от оригинала. Именно это и происходило (Granrud, 1986).
Hosted by uCoz