Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 700 
Next page End  

стимулы. При таких условиях перцептивно-моторная координация не развивается.
В одном классическом исследовании, например, два выращенных в темноте котенка получили
свой первый зрительный опыт в «кошачьей карусели», показанной на рис. 5.31. Активный котенок,
двигаясь, катал на карусели пассивного котенка. Оба они получали одну и ту же зрительную
стимуляцию, но только у активного котенка она была результатом его движений. И только активный
котенок успешно научился сенсомоторной координации; например, когда котят брали и двигали в
направлении объекта, только активный котенок вытягивал лапы, чтобы избежать столкновения.
Рис. 5.31. Как важно делать самостоятельные движения. Оба котенка получали примерно
одну и ту же зрительную стимуляцию, но только у активного котенка она была результатом его
движения (по: Held & Hein, 1963).
Сходные результаты были получены с
людьми. В некоторых экспериментах людям надевали
призматические очки, искажающие видимое положение объектов. Когда человек надевал такие очки,
сразу после этого ему какое-то время было трудно дотягиваться до предметов и он на все наталкивался.
Если человек продолжал носить их и старался при этом выполнять различные двигательные задачи, он
адаптировался. Человек научался подстраивать свои движения под настоящее, а не под видимое
положение предметов. С другой стороны, если такого человека сажали в инвалидное кресло, он не мог
адаптироваться к очкам. Очевидно, для адаптации к очкам самостоятельные движения были
существенны (Held, 1965).
Приведенные данные показывают, что мы рождаемся со значительными перцептивными
способностями. Естественное развитие этих способностей требует нормального поступления сигналов
от окружения в течение нескольких лет; значит, влияние внешнего окружения на первых этапах
развития часто оказывается лучшим показателем врожденного, чем процессы научения. Но ясно и то,
что научение также влияет на восприятие, что особенно наглядно, когда восприятие надо
координировать с моторным поведением.
В данной главе, как и в предыдущей, приводятся многочисленные примеры взаимодействия
психологических и биологических подходов. На протяжении этой главы мы рассматривали случаи,
когда те или иные психологические функции выполняются специфическими клетками различных
участков мозга. Мы видели, что специализированные клетки используются для восприятия движения и
что различные отделы мозга ответственны за регистрацию зрительных признаков локализации, формы и
цвета объектов. Другие отделы мозга участвуют в определении того, какие из этих признаков
используются для контроля поведения и действий. Эти и другие примеры показывают нам, какую роль
результаты биологических исследований могут играть в изучении психологических процессов.
Резюме
1. Изучение восприятия обращено к двум главным функциям перцептивной системы:
локализации — определению того, где находится объект, и распознаванию — определению того, что
это за объект. Исследователи восприятия интересуются также тем, как перцептивная система сохраняет
Hosted by uCoz