Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 700 
Next page End  

вертикальное зеркало. Помещая правую руку в ящик, Стин мог видеть зеркальное отражение
отсутствующей руки.
«Я попросил его делать симметричные движения обеими руками, как будто он дирижирует
оркестром, — рассказывает Рамачандран. — Он начал подпрыгивать, крича: "О господи, мое запястье
двигается, мой локоть двигается!" Но когда я попросил его закрыть глаза, Стин застонал и произнес:
"Не может быть, она снова застыла"».
Рамачандран порекомендовал Стину взять коробку домой и поэкспериментировать с ней. Через
три недели Стин позвонил и сообщил: «Руки больше нет!»
По мнению Рамачандрана, причина исчезновения ощущений фантомной руки, вероятно, связана
с возникшим у Стина сильнейшим сенсорным противоречием: «Его зрение говорило ему, что рука
снова на месте и подчиняется его приказам. Однако он не получал обратной связи от мышц руки.
Постоянно сталкиваясь с этим противоречием в течение продолжительного времени, его мозг говорил
себе: "Это абсурд. Я не желаю иметь с этим ничего общего"».
Рамачандран подчеркивает, что его метод нуждается в дальнейшей проверке и что его
заключения умозрительны. Однако ему удалось вылечить и других пациентов с болями в фантомных
конечностях. Полученные им результаты, наряду с данными, полученными в других разделах
нейрологии, не оставляют никаких сомнений в том, что восприятие индивидуума может полностью
расходиться с фактическими стимулами, получаемыми от сенсорной системы (Ramachandran &
Blakeslee, 1998).
---
Современные голоса в психологии
Что такое развитие восприятия - врожденный или социально обусловленный процесс?
Развитие способности к восприятию - внутренний процесс
Элизабет С. Спелк, Массачусетский технологический институт
Люди обладают поразительной способностью учиться друг у друга. Эта способность заметна уже
у годовалого ребенка, который способен понять значение нового слова или функции нового предмета,
просто наблюдая за тем, как использует это слово или предмет другой человек. Быстрое и обширное
научение, которое происходит в раннем детстве, предполагает, что многие из знаний и убеждений
усваиваются в результате взаимодействия с объектами внешнего мира и людьми. Но не является ли
сама наша способность воспринимать предметы и людей результатом научения? Или же восприятие
происходит из внутренне порождаемых процессов роста и развивается относительно независимо от
опыта?
На протяжении почти двух тысяч лет большинство ученых, которые размышляли над этим
вопросом, приходили к выводу о том, что люди учатся восприятию и что развитие идет от
неосмысленного, неструктурированного ощущения к осознанному, структурированному восприятию. В
исследованиях новорожденных, однако, получены данные, противоречащие этой точке зрения.
Например, теперь мы знаем, что новорожденные так же, как взрослые, воспринимают информацию о
глубине и используют ее для оценки истинных размеров и форм объектов. Младенцы выделяют в
потоке речи те же самые звуковые паттерны, что и взрослые, в особенности сосредоточиваясь на наборе
звуковых контрастов, используемых в человеческих языках. Новорожденные отличают от других
образов человеческие лица и преимущественно обращают внимание на них. Наконец, новорожденные
чувствительны ко многим из тех особенностей объектов, которые используют взрослые, чтобы
отличить одну вещь от другой, и они объединяют информацию об этих особенностях таким же
способом, как и взрослые.
Как же изменяется восприятие в младенчестве? Развиваясь, младенцы начинают воспринимать
глубину пространства, объекты и лица со все увеличивающейся точностью. Кроме того, младенцы
начинают сосредоточиваться на речевых особенностях, свойственных их родному языку, а не другим
языкам. (Интересно, что это, по-видимому, объясняется прежде всего снижением чувствительности к
особенностям иностранных языков, а не увеличением чувствительности к особенностям родного языка).
Наконец, младенцы более чувствительны к новым источникам информации об окружении, таким как
стереоскопическая информация о глубине пространства, форма объектов и новые системы отсчета для
оценки расположения объектов и очередности событий. Все это повышает точность и богатство
Hosted by uCoz