Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 700 
Next page End  

Знаменитый игрок в гольф Джек Никлаус развил на себе эту методику много лет назад. Он так
описывает мысленное представление им своих действий:
«Я никогда, даже на тренировке, не произвожу удара, не имея у себя в голове ясной, четкой его
картины. Это как в цветном кинофильме. Сначала я "вижу" мяч там, куда я хочу его отправить, —
красивый, белый, спускающийся сверху на светло-зеленую траву. Затем сцена быстро меняется, я
"вижу" летящий туда мяч: его путь, траекторию и форму, даже то, как он ведет себя при приземлении.
Затем происходит что-то вроде затухания, и на следующей сцене видно, как я делаю такую закрутку
мяча, которая превратит предыдущую картину в реальность. Только в конце этого краткого, личного
голливудского зрелища я выбираю клюшку и подхожу к мячу» (Nicklaus, 1974, р. 79).
Качество публикаций по медитации — смешанное, и некоторые заявления, особенно тех, кто
имеет коммерческий интерес в результатах, подозрительны. Тем не менее в своей сумме данные
показывают, что медитация может снижать возбуждение (особенно у тех, кто легко подвержен стрессу)
и может оказаться ценной для тех, кто страдает тревожностью и находится в напряжении. Подводя итог,
приведем цитату из Гаррэ и Лэмба:
«Ценность медитации для индивидуума зависит от отношения к ней и контекста. Наличие на
духовном рынке множества современных культов медитации с их акцентом на роли гуру и членстве в
самоопределяющихся элитарных организациях может рассматриваться как отражение распада семьи в
современном западном обществе и сопутствующей ему неуверенности в родительских и сексуальных
ролях и нравах. Молодые люди, часто неразборчивые в выборе наставника, находят замену родителям в
странных местах и предрасположены к тому, чтобы становиться послушниками, которым промывают
мозги мощными психосоматическими упражнениями, доступ к которым ставится в зависимость от
принадлежности к культу и финансовых.пожертвований. Только там, где медитация служит средством
личного развития, озарения и достижения самостоятельности, может реализоваться ее истинный
потенциал» (Harre & Lamb, 1983, р. 377).
Гипноз
Ни одно из измененных состояний сознания не вызывает больше вопросов, чем гипноз.
Ассоциировавшийся когда-то с оккультизмом, гипноз стал предметом серьезного научного изучения.
Как и во всех областях психологического исследования, неопределенности остаются, но к настоящему
времени уже установлено много фактов.
Вхождение в гипнотическое состояние
При гипнозе испытуемый, который хочет этого и готов к сотрудничеству (в большинстве
ситуаций это единственное, что от него требуется), отдает какую-то часть контроля за своим
поведением гипнотизеру и принимает некоторое искажение реальности. Используя различные приемы,
гипнотизер вызывает состояние гипноза. Например, испытуемого можно попросить сконцентрировать
все мысли на небольшой мишени (скажем, на чертежной кнопке, воткнутой в стену) и при этом
постепенно расслабляться. Можно внушать сонливость, поскольку, как и сон, гипноз — это
расслабленное состояние, в котором человек не соприкасается с обычными требованиями окружения.
Но сон — это только метафора. Испытуемому говорят, что на самом деле он не заснет, а будет
продолжать слушать гипнотизера.
<Рис. Врач вызывает гипнотическое состояние. Не все индивидуумы в равной степени
поддаются гипнозу.>
То же самое состояние можно вызвать иными приемами, чем релаксация. Для сверхбодрого
гипнотического транса характерны повышенные напряжение и бодрость, а вхождение в такое состояние
представляет собой активный процесс. Например, в одном исследовании испытуемым во время «езды»
на неподвижном лабораторном велосипеде внушалось, что они сильные и бодрые, и при этом они так
же реагировали на гипнотические внушения, как и испытуемые, находящиеся в обычном расслабленном
состоянии (Banyai & Hilgard, 1976). Этот результат позволяет отвергнуть обычное отождествление
гипноза с релаксацией, но согласуется с методами введения в транс во время круговых движений — они
применялись «танцующими» дервишами в некоторых мусульманских религиозных общинах (дервиши
— члены мусульманских суфийских братств. — Прим. перев.).
Современные гипнотизеры не используют авторитарные команды. На самом деле после
Hosted by uCoz