Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 700 
Next page End  

которых порождали более сложные переживания. Быть может, подобно химику, разлагающему воду на
водород и кислород, психологи смогут подвергнуть анализу вкус лимонада (восприятие), разлагая его
на сладкий, горький и холодный элементы (ощущения). Основным приверженцем данного подхода в
Соединенных Штатах являлся Э. Б. Титченер, психолог, работающий в Корнельском университете и
проходивший подготовку у Вундта. Титченер ввел термин структурализм, означающий анализ
психических структур, в качестве названия данной области психологии.
<Рис. Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию при Лейпцигском
университете. На фотографии он изображен в своей лаборатории со своими ассистентами.>
Однако некоторые психологи не приняли чисто аналитической природы структурализма. Уильям
Джеймс, известный психолог, работающий при Гарвардском университете, полагал, что следует
придавать меньшее значение анализу элементов сознания и уделить большее внимание его текучей
индивидуальной природе. Разработанный им подход получил название функционализма, означающего
изучение деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и
функционировать в ней.
Интерес психологов XIX века к процессу адаптации явился результатом публикации работ
Чарльза Дарвина по теории эволюции. Согласно этой теории, сознание эволюционировало
исключительно в силу того, что оно служило неким целям, направляя индивидуальную деятельность.
Функционалисты утверждали, что для того чтобы выяснить, каким образом организм адаптируется к
среде, необходимо наблюдать за его фактическим поведением. Тем самым функционализм расширил
границы психологии, включив в число предметов ее изучения поведение. Тем не менее и структурализм
и функционализм продолжали рассматривать психологию как науку об опыте сознания.
Бихевиоризм
[Бихевиоризм - от англ. behavior — поведение. — Прим. перев.]
Структурализм и функционализм сыграли важную роль на раннем этапе развития психологии.
Поскольку любая научная точка зрения представляет собой систематический подход к
соответствующей научной дисциплине, оба эти направления стали рассматриваться как
конкурирующие между собой психологические школы. Однако к 1920 году обе они были вытеснены
тремя более поздними школами: бихевиоризмом, гештальт-психологией и психоанализом.
Из этих трех новых школ наиболее заметное влияние на развитие научной психологии в
Северной Америке оказал бихевиоризм. Его основатель Джон Уотсон выступал против точки зрения,
согласно которой опыт сознания принадлежит сфере психологии. При изучении поведения животных и
младенцев Уотсон вовсе не обращался к понятию сознания. Он пришел к выводу, что психология
животных и детская психология не только могут рассматриваться как самостоятельные дисциплины, но
и могут выступить в качестве образца, которому должна последовать психология взрослых.
Уотсон полагал, что для того чтобы психология могла считаться наукой, психологические
данные должны быть доступны внешнему наблюдению, как и данные любой другой науки. Внешним —
общественным — является поведение, тогда как сознание является внутренней — личной — сферой.
Наука должна иметь дело только с доступными обществу фактами. Поскольку психологов все меньше
удовлетворял метод интроспекции, вновь появившийся бихевиоризм быстро приобрел популярность;
многие молодые американские психологи стали называть себя «бихевиористами». (Хотя проведенные
русским психологом Иваном Павловым исследования условных рефлексов рассматриваются как
важный вклад в исследование поведения, именно благодаря Уотсону бихевиоризм приобрел широкое
влияние.)
Уотсон утверждал, что практически все формы поведения являются результатом обусловливания
и что среда формирует поведение посредством подкрепления специфических привычных реакций.
Например, если давать ребенку печенье, чтобы он перестал хныкать, это послужит подкреплением
(вознаграждением) его привычки хныкать. Условные рефлексы рассматривались как элементарные
составляющие поведения, из которых могут составляться более сложные формы поведения. Любые
типы сложных паттернов поведения, являющиеся результатом научения или образования,
рассматривались как не более чем ткань взаимосвязанных между собою реакций.
Бихевиористы были склонны рассматривать любые психологические феномены в терминах
стимулов и реакций, что породило название психология «стимул-реакция» (С-Р-психология). Однако
следует отметить, что сама по себе С-Р-психология представляет собой не теорию или подход, а лишь
совокупность терминов, которые можно использовать для передачи психологической информации. С-Р-
Hosted by uCoz