Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 700 
Next page End  

классического или оперантного типа являются «кирпичиками», из которых строится все научение. Так,
бихевиористы полагали, что такая сложная вещь, как освоение речи, по сути есть заучивание множества
ассоциаций (Staats, 1968). Согласно другому положению, независимо от того, что именно заучивается и
кто именно заучивает — будь то крыса, которая научается проходить лабиринт, или ребенок,
осваивающий операцию деления столбиком, — везде действуют одни и те же базовые законы научения
(Skinner, 1971, 1938). Руководствуясь такими взглядами, бихевиористы сосредоточились на изучении
того, как подкрепления и наказания в простых лабораторных ситуациях влияют на поведение
животных, в частности крыс и голубей.
<Рис. Научение может быть определено как относительно постоянные изменения в поведении,
происходящие в результате практики. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и
животные.>
В ходе этой работы было открыто множество явлений и получены богатые данные, которые и
сегодня составляют основу многого из того, что нам известно об ассоциативном научении. Но как мы
увидим, в свете последующих работ положения бихевиористов должны были претерпеть существенные
изменения. Чтобы объяснить обусловливание, не говоря уже о комплексном научении, необходимо
учитывать, что знает данный организм о связи между стимулом и реакцией (даже если организм — это
крыса или голубь); тем самым мы вступаем на территорию когнитивного подхода. Кроме того, в случае
комплексного научения помимо ассоциаций следует учитывать стратегии, правила и тому подобное, а
для этого опять-таки надо принять когнитивный подход. Далее, теперь выясняется, что не существует
единого свода правил, лежащих в основе научения во всех ситуациях и у всех организмов. В частности,
у различных видов механизмы научения различны, и это приводит нас к биологическому подходу.
Таким образом, современные исследования научения требуют интегрированного подхода,
рассматривающего все три перечисленных выше взгляда на научение.
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул
начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает
первый.
Изучение классического обусловливания началось в первые годы XX
века, когда российский
физиолог Иван Павлов, уже получивший тогда Нобелевскую премию за исследования пищеварения,
обратился к научению. Еще изучая пищеварение, Павлов заметил, что при одном только виде тарелки с
едой у собаки начинает выделяться слюна. У любой собаки будет выделяться слюна, когда ей в рот
кладут пищу, но эта собака научилась ассоциировать вид тарелки со вкусом пищи. Наткнувшись на
случай ассоциативного научения, Павлов решил выяснить, можно ли научить собаку ассоциировать
пищу с другими вещами, например со светом или звуком.
<Рис. Иван Павлов со своими сотрудниками.>
Эксперименты Павлова
В основном эксперименте Павлова сначала в слюнную железу собаки вживляют фистулу, чтобы
измерять количество выделенной слюны. Затем перед собакой ставят миску, в которую автоматически
может подаваться мясной порошок. Экспериментатор включает свет в окошке перед собакой. Через
несколько секунд в миску подается немного мясного порошка, и свет выключается. Собака голодна, и
записывающее устройство регистрирует обильное слюноотделение. Выделение слюны — это
безусловный рефлекс (БУР), поскольку здесь никакого научения нет; по той же причине мясной
порошок — это безусловный стимул (БУС). Эту процедуру повторяют несколько раз: свет, затем пища,
свет, затем пища и так далее. После этого, чтобы проверить, научилась ли собака ассоциировать свет с
пищей, экспериментатор включает свет, но не подает никакого мясного порошка. Если у собаки
выделяется слюна, значит, она научилась этой ассоциации. Такое слюноотделение является условной
реакцией (УР), а свет в данном случае — условным стимулом (УС) (таб. 7.1).
Таблица 7.1. Элементы классического обуславливания
Безусловный стимул (БУС)
Стимул, автоматически вызывающий реакцию, как правило,
рефлекторную, без предварительного обуславливания
Hosted by uCoz