Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 700 
Next page End  

относиться так ко всем собакам. Со временем, благодаря дифференциальному подкреплению, этот
ребенок будет ожидать игривости только от собачек, похожих на его собственную. Вид угрожающей
собаки будет тормозить реакцию приближения ребенка к ней.
Условный страх. Классическое обусловливание играет роль и в эмоциональных реакциях, таких
как страх. Представим, что крысу помещают в закрытый ящик, в котором она периодически
подвергается электрическому раздражению (путем электрификации пола). Как раз перед электрическим
ударом раздается тональный сигнал. После неоднократного сочетания тона (УС) и удара током (БУС)
тон сам по себе будет вызывать у крысы реакцию, являющуюся признаком страха, когда она перестает
рыскать и притаивается; кроме того, у нее поднимается кровяное давление. У этой крысы был
выработан условный страх при воздействии на нее того, что когда-то было нейтральным стимулом.
Начиная с плодотворного эксперимента Уотсона и Рэйнера (Watson & Rayner, 1920) стало
известно, что у человека тоже можно выработать условный страх. Таким путем человек может
приобрести множество страхов, особенно в раннем детстве (Jackobs & Nadel, 1985). Возможно,
наилучшим свидетельством того, что это — классическое обусловливание, служит то, что некоторые из
этих страхов, особенно иррациональные страхи — фобии, можно устранить психотерапевтическими
методами, основанными на принципах классического обусловливания. Например, у человека, который
сильно боится кошек, этот страх можно преодолеть путем постепенного и неоднократного
предъявления ему кошек. Наверное, когда-то давно кот был у него условным стимулом для некоторых
вредных безусловных стимулов, и теперь, когда этот человек неоднократно воспринимает такой УС при
отсутствии БУС, этот обусловленный страх угасает. Заметьте, что если бы этого человека не лечили, он
бы просто избегал кошек; следовательно, угасания не произошло бы и его фобия сохранилась бы.
(Обсуждение обусловливания в связи с фобиями см в гл. 15, а в связи с терапией — в гл. 16.)
Предсказуемость и когнитивные факторы
До сих пор мы анализировали классическое обусловливание только применительно к внешним
или окружающим событиям: за одним стимулом регулярно следует другой, и организм начинает их
связывать между собой. Хотя этот бихевиористский взгляд доминировал много лет, уже давно
находились исследователи, утверждавшие, что решающий фактор, который стоит за обусловливанием,
— это то, что животное знает (Tolman, 1932). Согласно этому когнитивному взгляду, классическое
обусловливание дает организму новое знание о связи между двумя стимулами; при наличии УС он
научается ожидать БУС. Далее мы рассмотрим роль когнитивных факторов в классическом
обусловливании.
Одновременность или предсказуемость? Со времен Павлова исследователи пытались
определить, какой фактор для классического обусловливания является главным. Павлов полагал, что
решающим фактором является совпадение УС и БУС во времени, то есть эти два стимула должны
появиться близко по времени, чтобы выработалась ассоциация. Однако для совпадения по времени как
основного фактора классического обусловливания есть альтернатива: необходимо, чтобы УС был
надежным предвестником БУС. Другими словами, чтобы произошло обусловливание, БУС должен
появляться с большей вероятностью при предъявлении УС, чем при его отсутствии.
В одном важном эксперименте (Rescorla, 1967) одновременность сопоставлялась с
предсказуемостью. В некоторых пробах собак раздражали электрическим током (БУС), а в каких-то из
этих проб электрическому удару предшествовал звуковой сигнал (УС). Процедуры для двух
экспериментальных групп показаны на рис. 7.5. Число совпадающих по времени пар из звука и удара
током в обеих группах было равным. Независимой переменной в группе А был звук, появлявшийся
перед каждым электрическим ударом, а в группе Б наличие или отсутствие звукового сигнала перед
таким ударом было равновероятно, так что звук здесь не имел реальной предсказующей силы.
Предсказующая сила звука оказалась решающей: в группе А условный рефлекс сформировался быстро,
а в группе Б — нет (это определялось по тому, реагирует или нет собака на звук так, как если бы она
хотела избежать удара током). В других группах этого эксперимента (на рис. 7.5 не показаны) сила
обусловливания была непосредственно связана с предсказательной ценностью УС, сигнализирующего о
появлении БУС. Последующие эксперименты подтверждают вывод, что отношение предсказания
между УС и БУС важнее, чем совпадение их по времени или частота парного предъявления УС и БУС
(Rescorla, 1972).
Hosted by uCoz