Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 700 
Next page End  

клетку. Этот кот научился открывать задвижку, чтобы получить пищу.
Все это выглядит так, как будто кот действует разумно, но Торндайк утверждал, что здесь
присутствует мало «интеллекта». За все время не было такого момента, чтобы у кота появилась догадка
о решении этой задачи. Вместо этого достижения кота постепенно улучшались с продолжением проб.
Кот не догадывается, а просто ведет себя по типу проб и ошибок, и когда после совершения какого-то
действия немедленно следует вознаграждение, научение этому действию закрепляется. Это закрепление
Торндайк называл законом эффекта. Он утверждал, что при оперантном научении в силу закона
эффекта из набора случайных реакций выбирается та, за которой идут положительные последствия.
Этот процесс сходен с эволюцией, в которой закон выживания самого приспособленного выбирает из
набора случайных вариаций вида именно те изменения, которые способствуют выживанию этого вида.
Закон эффекта, таким образом, провозглашает выживание самых приспособленных реакций (Schwartz,
1989).
Эксперименты Скиннера
Б. Ф. Скиннер — виновник целого ряда изменений в представлениях о том, что такое оперантное
обусловливание и как его изучать. Его метод исследования оперантного обусловливания был проще,
чем у Торндайка (например, использовалась только одна реакция), и стал широко принятым.
<Рис. Б. Ф. Скиннер явился основоположником изучения оперантного обуславливания.>
Вариации эксперимента. В эксперименте Скиннера голодное животное (обычно крысу или
голубя) помещают в ящик, подобный изображенному на рис. 7.6, с популярным названием «ящик
Скиннера».
Рис. 7.6. Устройство для оперантного обусловливания. На фото показан ящик Скиннера с
кассетой для подачи пищевых шариков. Компьютер используется для управления экспериментом и
регистрации реакций крысы.
Ящик внутри пуст, если не считать выступающего рычага, под которым стоит тарелка для еды.
Небольшая лампочка над рычагом может включаться по усмотрению экспериментатора. Оставленная
одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. Случайно она обнаруживает рычаг и нажимает на
него. Частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг, — фоновый уровень. После установления
фонового уровня экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи
ящика. Теперь каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в
тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг; пища подкрепляет нажатие на рычаг, и
частота нажатий стремительно растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг
пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. Следовательно, оперантно
обусловленная реакция (или просто операнта) при неподкреплении угасает точно так же, как и
классически обусловленная реакция. Экспериментатор может установить критерий дифференцировки,
подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым
вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. В этом примере свет
служит дифференцировочным стимулом, который контролирует реакцию.
Итак, оперантное обусловливание повышает вероятность некоторой реакции, когда
определенное поведение сопровождается подкреплением (обычно в виде пищи или воды). Поскольку в
ящике Скиннера рычаг присутствует всегда, крыса может нажимать на него так часто или не часто, как
сама выберет. Таким образом, частота реакции служит удобной мерой силы операнты: чем чаще
совершается реакция за данный временной интервал, тем больше ее сила.
Следует указать на отношение между терминами «вознаграждение» и «наказание», с одной
стороны, и «положительное» и «отрицательное подкрепление», с другой. Термин «вознаграждение»
может использоваться синонимично с термином «положительный подкрепляющий фактор» — событие,
которое увеличивает вероятность той или иной формы поведения, если оно следует за данной формой
поведения. Однако наказание — это не то же самое, что отрицательный подкрепляющий фактор.
Термин «отрицательное подкрепление» означает прекращение наступления нежелательных событий,
следующих за той или иной формой поведения; как и положительное подкрепление, оно увеличивает
вероятность соответствующей формы поведения. Наказание же имеет противоположный эффект: оно
уменьшает вероятность наказуемого поведения. Наказание также может быть как положительным
(воздействие неприятного стимула), так и отрицательным (лишение положительного стимула) (см. табл.
Hosted by uCoz