Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 700 
Next page End  

любимую еду (среди продуктов, конкурирующих с продукцией ее спонсора!) и принимала участие в
викторине, отвечая на вопросы аудитории нажатием на выключатели лампочек, показывавших «да» или
«нет». Она не была особо одаренной свиньей: на самом деле, поскольку свиньи растут очень быстро,
новую «Присциллу» готовили каждые 3-5 месяцев. Подлинной изобретательностью отличались все же
не свиньи, а экспериментаторы, которые использовали оперантное обусловливание и формировали
поведение, чтобы добиться желаемого результата. Путем формирования оперантных реакций голубей
тренировали находить людей, потерявшихся в море (рис. 7.7), а морских свинок тренировали находить
подводное оборудование.
<Рис. Оперантное обусловливание и формирование поведения используются в дрессировке
животных для обучения их выполнению различного рода трюков.>
Рис. 7.7 Поиск и спасение с помощью голубей. Береговая охрана использовала голубей для
поиска людей, потерявшихся в море. Применяя методы формирования, голубей тренировали
распознавать оранжевый цвет — международный цвет спасательных жакетов. Три голубя
пристегнуты в ящике из оргстекла, прикрепленном к днищу вертолета. Ящик поделен на секции, так
что каждая птица смотрит в своем направлении. Когда голубь обнаруживает оранжевый объект или
любой другой объект, он клюет ключ, и у пилота звенит звонок. Тогда пилот разворачивается в
направлении, указанном среагировавшей птицей. Для обнаружения удаленных объектов в море голуби
подходят больше, чем люди. Они могут смотреть на воду в течение долгого времени, не страдая от
усталости глаз: у них превосходное цветовое зрение, а зона фокусировки у них 60-80 градусов, тогда
как у человека — 2-3 градуса (по: Simmons, 1981).
Феномены и их применение
Существует ряд явлений, значительно расширяющих сферу действия оперантного
обусловливания и указывающих на возможное его применение к поведению человека.
Условное подкрепление. Большинство из рассмотренных нами подкреплений называются
первичными, поскольку, как и пища, они удовлетворяют основные потребности. Если бы оперантное
обусловливание происходило только с первичными подкреплениями, оно не было бы таким
распространенным в нашей жизни, поскольку первичные подкрепления не столь часты. Однако
практически любой стимул может стать вторичным, или условным, подкреплением, если его
последовательно сочетать с первичным подкреплением; условные подкрепления значительно
расширяют диапазон оперантного обусловливания (так же как обусловливание второго порядка
значительно расширяет диапазон классического обусловливания).
Небольшая вариация типичного эксперимента по оперантному обусловливанию иллюстрирует
работу условного подкрепления. Когда крыса в ящике Скиннера нажимает на рычаг, моментально
звучит тон, за которым вскоре дается пища (пища — первичное подкрепление; звук станет условным
подкреплением). После того как у животного выработалась условная реакция, экспериментатор
переходит к ее угашению, так что когда крыса нажимает на рычаг, не появляется ни пищи, ни звука.
Через какое-то время крыса перестает нажимать на рычаг. Затем возобновляется звук, но не пища.
Когда животное обнаруживает, что при нажатии рычага включается звук, частота нажатий заметно
возрастает, преодолевая угасание, хотя никакой еды за этим не следует. Звук приобрел качество
подкрепления сам по себе путем классического обусловливания; устойчиво сочетаясь с пищей, он сам
стал сигналом пищи.
Наша жизнь изобилует условными подкреплениями. Доминируют из них два: деньги и похвала.
Предположительно, деньги являются сильным подкреплением потому, что они часто сочетаются с
первичными подкреплениями: можно купить пищу, выпивку, удобства — это только несколько
очевидных примеров. И похвала — даже без обещания первичного подкрепления — может во многом
поддерживать деятельность.
<Рис. Похвала является эффективным подкрепляющим фактором для многих людей.>
Генерализация и дифференцировка. То, что было верно для классического обусловливания,
верно и для оперантного: организмы генерализуют то, что они выучили, и генерализацию можно
ограничить тренировкой на дифференцировку. Если родители подкрепляют маленького ребенка за
ласкание домашней собачки, он вскоре генерализует эту реакцию ласки на других собак. Поскольку это
может быть опасно (соседская собачка может оказаться свирепым сторожевым псом), родители ребенка
могут провести некоторую дифференцировочную тренировку, так чтобы он ласкал свою собаку, но не
Hosted by uCoz