Navigation bar
  Print document Start Previous page
 257 of 700 
Next page End  

организм обнаружил зависимость между этими двумя стимулами. Таким образом, и в классическом, и в
оперантном обусловливании организм усваивает именно зависимость между двумя событиями. В
классическом обусловливании поведение определяется конкретными стимулами; в оперантном
обусловливании поведение определяется конкретными ожидаемыми реакциями.
Наша способность узнавать зависимости развивается очень рано, как показывает следующее
исследование 3-месячных младенцев. Все младенцы в эксперименте лежали в своих кроватках, головы
на подушках. Под каждой подушкой был выключатель, который замыкался каждый раз, когда младенец
поворачивал голову. Для испытуемых контрольной группы каждый раз, когда они поворачивали голову
и замыкали выключатель, на противоположной стороне кроватки включалась движущаяся игрушка. Для
этих младенцев имела место зависимость между поворотом головы и движением игрушки: с поворотом
головы движение игрушки было более вероятным, чем без него. Эти младенцы быстро научились
поворачивать голову и реагировали на движение игрушки знаками радости (они улыбались и лопотали).
Совсем другая картина была у испытуемых экспериментальной группы. Для этих младенцев игрушка
приводилась в движение примерно так же часто, как и у контрольных испытуемых, но двигалась она
или нет — было вне их контроля: здесь отсутствовала зависимость между поворотами головы и
движением игрушки. Эти младенцы не научились двигать головой более часто. Кроме того, через какое-
то время они уже не демонстрировали признаков удовольствия от движения игрушки. При отсутствии
контроля над ней игрушка, видимо, потеряла часть своей подкрепляющей функции.
Биологические ограничения
Как и в случае классического обусловливания, биология накладывает ограничения на то, что
можно выучить путем оперантного обусловливания. Эти ограничения касаются соотношений между
реакцией и подкреплением. Для иллюстрации рассмотрим голубей в двух экспериментальных
ситуациях: научение с вознаграждением, когда животное приобретает реакцию, подкрепляемую пищей,
и научение с прекращением, когда животное приобретает реакцию, подкрепляемую прекращением
ударов током. В случае с вознаграждением голуби учатся гораздо быстрее, если в качестве реакции
нужно клюнуть ключ, а не хлопать крыльями. В случае с прекращением раздражения током происходит
наоборот: голуби учатся быстрее, если условная реакция — это хлопанье крыльями, а не клевание
(Bolles, 1970).
Как и в случае классического обусловливания, приведенные результаты расходятся с
предположением, что во всех ситуациях работают одни и те же законы научения, и этологически это
вполне понятно. Случай с вознаграждением, когда пища сочетается с клеванием (но не хлопанием
крыльев), является частью естественной активности птиц, связанной с едой. Значит, разумно
предположить, что существует генетически заданная связь между клеванием и едой. Сходным образом,
в варианте с прекращением раздражения током имеется опасная ситуация, а естественной реакцией
голубя на опасность является хлопанье крыльями (но не клевание). Как известно, у птиц небольшой
репертуар оборонительных реакций, и они быстро учатся прекращению только в том случае, если
соответствующая реакция принадлежит к естественным оборонительным.
Описанные выше этологические исследования демонстрируют нам новый возможный способ
взаимодействия биологического и
психологического подходов. Этологические концепции помогают
нам придать смысл полученным ранее результатам психологических исследований. Например, они
объясняют нам, почему голуби обучаются быстрее в ситуации, включающей вознаграждение, если
реакцией является клевание, однако в ситуации, включающей избегание, они обучаются быстрее, если
реакцией является хлопание крыльями.
Комплексное научение
Согласно когнитивному подходу, основной вопрос научения — и интеллекта вообще — лежит в
способности организма к мысленному представлению различных аспектов мира и оперированию этими
мысленными репрезентациями, а не самим миром. Во многих случаях мысленные репрезентации
состоят из ассоциаций между стимулами или событиями; эти случаи соответствуют классическому и
оперантному обусловливанию. В других случаях содержание репрезентаций сложнее. Это может быть
карта окружающей местности или абстрактное понятие причины. Есть также случаи, когда операции,
выполняемые с мысленными репрезентациями, сложнее ассоциативных процессов. Эти операции могут
Hosted by uCoz