Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 700 
Next page End  

Изучение узнавания лиц у пациентов с повреждением мозга показало, что за эту функцию отвечает
определенный участок мозга. Мозг человека делится на левое и правое полушария, и участки,
специализирующиеся на узнавании лиц, располагаются преимущественно в правом полушарии.
Получается, что полушария мозга человека высокоспециализированы; например, у большинства
правшей левое полушарие отвечает за понимание речи, а правое — за интерпретацию
пространственных отношений. Биологический подход добился успеха и в изучении памяти. Особое
внимание в этом подходе уделяется определенным структурам мозга, включая гиппокамп,
участвующий в консолидации следов памяти. Возможно, амнезия детства частично объясняется
незрелостью гиппокампа, поскольку эта мозговая структура полностью развивается только к концу
первого-второго года жизни.
<Рис. Изучая активность мозга у животных, исследователи больше узнают о мозге человека. В
этом эксперименте с одноклеточной регистрацией при помощи микроэлектрода, имплантированного в
зрительную систему обезьяны, отслеживается электрическая активность отдельного нейрона.>
Бихевиористский подход
Как говорилось в нашем кратком обзоре истории психологии, бихевиористский подход уделяет
основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. В частности, С-Р-анализ вашей социальной
жизни может быть сосредоточен на том, с какими людьми вы взаимодействуете (то есть на социальных
стимулах), и на том, какие реакции по отношению к ним вы проявляете (положительные —
вознаграждения, отрицательные — наказания, или нейтральные), какими реакциями они, в свою
очередь, отвечают вам (вознаграждениями, наказаниями или нейтральными), а также как эти
вознаграждения способствуют продолжению или прекращению ваших взаимодействий.
Чтобы проиллюстрировать этот подход, снова воспользуемся нашей выборкой проблем. Так, в
случае с тучностью некоторые люди могут переедать (специфическая реакция) только при наличии
определенного стимула, и во многих программах по контролю за весом людей учат избегать таких
стимулов. В случае с агрессией дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции,
например бьют других детей, когда такие реакции подкрепляются (другие дети ретируются), чем когда
они наказываются (другие дают сдачи).
<Рис. Если агрессивный ребенок добьется своего и другой уступит ему качели, это выступит в
качестве вознаграждения агрессивного поведения, и ребенок будет более склонен проявлять
агрессивное поведение в будущем.>
Строгий бихевиористский подход не принимает во внимание психические процессы
индивидуума. Психологи, не относящиеся к бихевиористам, часто регистрируют то, что человек
высказывает о своих сознательных переживаниях (вербальный отчет), и на основе этих объективных
данных делают выводы об умственной деятельности данного человека. Но вообще говоря,
бихевиористы просто решили не гадать, какие психические процессы происходят между стимулом и
реакцией (Skinner, 1981). [На протяжении всей книги вы будете находить ссылки на автора и год
издания, где подробнее описываются положения, приводимые в данной книге. Список литературы по
этим исследованиям приведен в конце книги. —
Прим. автора.] Сегодня мало кто из психологов
считает себя «чистым» бихевиористом. Тем не менее многие современные разработки в области
психологии вышли из работ бихевиористов.
Когнитивный подход
Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням
психологии, а частично — реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в
последних двух игнорировались сложные виды человеческой деятельности, такие как рассуждение,
планирование, принятие решений и общение). Как и в XIX веке, современное когнитивное
исследование сосредоточено на психических процессах, таких как восприятие, запоминание, мышление,
решение задач и принятие решений. Но в отличие от варианта XIX века современный когнитивизм уже
не основывается на интроспекции и исходит из следующих главных положений: а) только изучая
умственные процессы, мы сможем полностью понять, что делают организмы; б) объективно изучать
умственные процессы можно на примере конкретных типов поведения (как, собственно, и делали
бихевиористы), но объясняя его в терминах умственных процессов, лежащих в его основе.
Интерпретируя поведение, когнитивные психологи часто пользуются аналогией между разумом
Hosted by uCoz