Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 700 
Next page End  

Chapman, 1967).
В этом исследовании предубеждения относительно стимулов определили то, что было
«выучено». Поскольку предубеждения являются частью знаний человека, эти результаты
свидетельствуют о когнитивной природе такого научения. Но здесь ничего не говорится о том, как
происходит научение, когда надо заучить объективно существующую ассоциацию. Этот вопрос
анализировался в следующем исследовании.
В каждой пробе испытуемым предъявлялись две меры честности человека, взятые из двух
совершенно разных ситуаций. Например, одна мера могла заключаться в том, насколько часто мальчик
списывает в школе у одноклассника домашнюю работу, а другой мерой могли быть свидетельства,
насколько часто тот же мальчик врет дома. Хорошо известно, что большинство людей полагают
(ошибочно), что две меры одного и того же свойства личности (честности, например) всегда
высококорреспондируют. Это основное предубеждение. На самом деле объективная связь между этими
двумя мерами честности варьировалась в зависимости от условий эксперимента, иногда оказываясь
весьма слабой, а задачей испытуемых было оценить силу этой связи путем перечеркивания числа в
диапазоне от 0 (отсутствие связи) до 100 (полная связь). Результаты показали, что испытуемые
неизменно переоценивали силу этой связи. Их предубеждение, что честный человек честен во всех
ситуациях, заставляло их видеть больше, чем есть на самом деле (Jennings, Amabile & Ross, 1982).
В этом исследовании предубеждения испытуемых иногда расходились с объективной
ассоциацией, которую надо было усвоить. В таких случаях люди, как правило, следуют своим
предубеждениям. Если люди считают, например, что две различные меры честности человека тесно
связаны, они «обнаружат» такую связь даже при отсутствии объективной ассоциации. Однако по мере
того как данные (объективная ассоциация) делаются все более заметными, предубеждения постепенно
сдают свои позиции, и тогда человек усваивает то, что есть на самом деле (Alloy & Tabachnik, 1984).
Результаты предыдущих исследований напоминают то, что в восприятии мы назвали обработкой
по принципу «сверху вниз» (см. гл. 5). Вспомним, что так называются ситуации, в которых
окончательный перцепт воспринимающего складывается из объединения ожиданий того, что он желал
бы видеть, с тем, что действительно имеется на перцептивном входе. При обработке по принципу
«сверху вниз» в научении происходит объединение предубеждений об ассоциативной связи с
объективными входными данными об этой связи, что в результате и приводит к окончательной оценке
ее силы.
Влияния предубеждений на научение играют важную роль в педагогике. В частности,
преподавая, скажем, физиологию пищеварения, нельзя игнорировать предубеждения об этом предмете.
Учащиеся зачастую пытаются ассимилировать новую информацию с учетом своих предубеждений. С
педагогической точки зрения, лучше всего дать проявиться этим предубеждениям вовне, так чтобы их
мог оспорить преподаватель, если они в самом деле ошибочны (Center & Stevens, 1983).
Подводя итог, скажем, что это направление исследований демонстрирует важную роль
предубеждений в научении человека, укрепляя тем самым когнитивный подход к научению. Это
направление связано также с этологическим подходом к научению. Подобно крысам и голубям,
ограниченным в научении только теми ассоциациями, которые для них заготовила эволюция, мы, люди,
ограничены в научении теми ассоциациями, к которым мы подготовлены своими предубеждениями. Без
тех или иных априорных ограничений нам приходилось бы учитывать слишком много потенциальных
ассоциаций, и ассоциативное научение стало бы тогда хаотичным, да и едва ли возможным.
Нейронный базис научения
Биология нейронов и их соединений, роль которых была продемонстрирована при анализе
ощущений и восприятия, играет важную роль также в исследованиях процессов научения, в
особенности — классического обусловливания и таких простых форм научения, как привыкание. Далее
мы кратко рассмотрим некоторые ключевые идеи, лежащие в основе этой активно развивающейся
области исследований.
Структурные изменения
Ученые полагают, что нервная основа научения заключена в структурных изменениях нервной
системы, и они все больше ищут эти изменения на уровне нервных соединений. Чтобы оценить эти
Hosted by uCoz