Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 700 
Next page End  

что-то в бакалее и кто-то позднее спрашивает вас, какого цвета были глаза у продавщицы, вы не
сможете ответить, но не потому, что подвела память, а прежде всего потому, что вы не обратили
внимания на ее глаза.
Фонологическое (акустическое) кодирование. При кодировании запоминаемой информации
она переводится в определенный код, или репрезентацию. Например, когда вы находите нужный номер
телефона и держите его в памяти, пока не закончится набор, в каком виде вы представляете себе
цифры? Является ли такая репрезентация зрительной — мысленным изображением цифр? Является ли
она акустической — звучащими названиями цифр? Или она семантическая (основанная на значениях) и
содержит некоторые значимые ассоциации с цифрами? Исследования показывают, что для кодирования
информации в кратковременной памяти мы можем использовать любую из этих возможностей, но
предпочитаем акустический код и, пытаясь удержать информацию в активном состоянии, повторяем ее,
то есть повторяем ее про себя снова и снова. Повторение — наиболее популярный прием, когда
информация состоит из вербальных элементов — цифр, букв или слов. Так, пытаясь запомнить номер
телефона, мы чаще всего кодируем это число в виде звучащих названий цифр и повторяем эти звуки про
себя, пока не наберем номер.
В классическом эксперименте, подтвердившем использование акустического кода, испытуемым
на короткое время предъявляли набор из 6 согласных (например, RLBKSJ); когда буквы убирали,
испытуемый должен был написать все 6 букв по порядку. Хотя вся процедура занимала всего секунду-
две, испытуемые временами ошибались. В случае ошибок неверные буквы по звучанию были сходны с
верными. В приведенном примере испытуемый мог написать RLTKSJ, заменив B («би») на сходную по
звучанию T («ти») (Conrad, 1964). Этот результат подтверждает, что испытуемые кодировали каждую
букву акустически (например, «би» для буквы B), иногда теряя часть этого кода (от звука «би»
сохранилась только часть «и») и заменяя его буквой, подходящей к оставшейся части кода («ти»). Это
также объясняет, почему труднее вспомнить элементы по порядку, когда они акустически похожи
(например, TBCGVE — «ти, би, си, джи, ви, и»), чем когда они акустически различны (RLTKSJ — «ар,
эль, ти, кей, эс, джей»).
Зрительное кодирование. При необходимости мы также можем хранить вербальные элементы в
виде зрительной репрезентации. Однако эксперименты показывают, что хотя мы можем пользоваться
зрительным кодированием для вербального материала, этот код быстро угасает. В тех случаях, когда
человеку нужно запомнить невербальную информацию (например, изображения, которые трудно
описать, а следовательно, трудно повторять фонологически), важную роль играет зрительное
кодирование. Многие из нас могут удерживать зрительный образ в кратковременной памяти, но мало
кто способен удерживать образы почти с фотографической точностью. Эта способность имеется в
основном у детей. Такие дети могут быстро посмотреть на картинку и, когда ее убирают, все еще
ощущать ее образ перед своими глазами. Они могут удерживать этот образ минутами, и когда их
спрашивают о картинке, они воспроизводят множество деталей, например количество полосок на
хвосте у кота (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Тесты для эйдетического образа. Эта тестовая картинка в течение 30 секунд
предъявлялась детям из начальной школы. Когда картинку убрали, один мальчик разглядел в ее
эйдетическом образе «около 14» полосок на хвосте у кота. Это рисунок Марджори Торри к «Алисе в
Hosted by uCoz