Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 700 
Next page End  

стране чудес» в сокращенном варианте Джозетт Франк.
Такие дети, видимо, считывают детали непосредственно с эйдетического образа (Haber, 1969).
Однако устойчивые эйдетические образы очень редки. Некоторые исследования с детьми показывают,
что только около 5% из них сообщают о наличии долго длящихся образов с четкими деталями. Кроме
того, когда критерии обладания действительно фотографическими образами ужесточаются —
например, в них включают требование читать мысленно представляемую страницу снизу вверх так же
легко, как и сверху вниз, — частота встречаемости эйдетических образов становится совсем маленькой,
даже среди детей (Haber, 1979). Таким образом, зрительный код в кратковременной памяти — это что-
то вроде фотографического отпечатка.
<Рис. Когда вы находите нужный номер телефона, запоминаете ли вы его зрительно, на слух
или семантическим способом?>
Две системы кратковременной памяти. Существование и акустических, и зрительных кодов
привело исследователей к мнению, что кратковременная память состоит из двух хранилищ, или
буферов. Один буфер — акустический, на короткое время сохраняющий информацию в акустических
кодах; второе хранилище — зрительно-пространственный буфер, на короткое время сохраняющий
информацию в зрительных или пространственных кодах (Baddeley, 1986). Некоторые недавние
исследования с использованием сканеров мозга показывают, что работа этих двух буферов
опосредуется различными мозговыми структурами.
В одном эксперименте испытуемые в каждой пробе видели последовательность букв, в которой
название и
положение буквы менялись от элемента к элементу (рис. 8.3). В некоторых пробах
испытуемым надо было обращать внимание только на название буквы, и перед ними ставилась задача
определить, совпадает ли каждая предъявляемая буква с той, что предъявлялась на три буквы раньше в
этой последовательности. В других попытках испытуемым надо было обращать внимание только на
пространственное положение букв, а задача заключалась в том, чтобы определить, совпадает ли
положение каждой предъявляемой буквы с положением буквы, предъявленной на три позиции раньше
(см. рис. 8.3).
Рис. 8.3. Эксперимент с акустическим и зрительным буферами. Испытуемым надо было
решить, совпадает ли каждый предъявляемый элемент с тем, что предъявлялся в этой
последовательности тремя позициями раньше. В верхней части рисунка показана типичная
последовательность событий, когда испытуемый должен был обращать внимание только на название
буквы, и реакции в ответ на предъявление каждого элемента. В нижней части рисунка показаны
пробы, в которых испытуемый должен был обращать внимание только на положение буквы, и реакции
в ответ на предъявление каждого элемента (по: Smith et al., 1995).
Таким образом, во всех случаях стимулы были одинаковыми, а менялся вид информации,
хранимой испытуемыми, — это была либо вербальная (название буквы), либо пространственная
(расположение буквы) информация. Предположительно, вербальная информация хранится в
акустическом буфере, а пространственная — в зрительно-пространственном буфере. В акустических и
пространственных пробах активность мозга замерялась при помощи ПЭТ-сканера. Результаты показали,
что, грубо говоря, эти два буфера находятся в различных полушариях. Когда испытуемым надо было
хранить вербальную информацию (акустический буфер), большая часть активности мозга приходилась
Hosted by uCoz