Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 700 
Next page End  

состоит в том, что объем кратковременной памяти на слова уменьшается, когда они становятся длиннее;
например, для таких длинных слов, как «калькулятор» или «антициклон», объем будет меньше, чем для
таких коротких слов, как «ряса» или «скамья» (попробуйте произнести их сами, чтобы почувствовать
различие в длительности). Этот эффект можно объяснить тем, что по мере предъявления слов мы
произносим их про себя, и чем больше это требует времени, тем вероятнее, что некоторые следы слов
угаснут прежде, чем их можно будет воспроизвести (Baddeley, Thompson & Buchanan, 1975).
Другая главная причина забывания в кратковременной памяти — вытеснение старых элементов
новыми. Понятие вытеснения согласуется с фиксированным объемом кратковременной памяти.
Пребывание в кратковременной памяти можно сравнить с состоянием активации. Чем больше
элементов мы пытаемся сохранить активными, тем меньше активации придется на каждый из них. По-
видимому, только около семи элементов можно одновременно удерживать на таком уровне активации,
который обеспечивает их воспроизведение. После активации семи элементов активация для нового
элемента должна быть вычтена у ранее предъявленных элементов; следовательно, активация этих
последних может упасть ниже критического уровня, необходимого для воспроизведения (Andersen,
1983).
Воспроизведение
Теперь снова представим себе содержимое кратковременной памяти как активную часть
сознания. Интуиция подсказывает, что доступ к такой информации — немедленный. До нее не нужно
докапываться; она прямо здесь. Тогда воспроизведение не должно бы зависеть от числа элементов,
входящих в сознание. Но здесь интуиция нас подвела.
Согласно экспериментальным данным, чем больше элементов находится в кратковременной
памяти, тем медленнее происходит воспроизведение. Это подтверждается в экспериментах, типовой
вариант которых был предложен Стернбергом (Sternberg, 1966). В каждой пробе такого эксперимента
испытуемому показывают набор цифр (он называется запоминаемым списком), который он должен
какое-то время удерживать в кратковременной памяти; испытуемому легко это сделать, поскольку
каждый список содержит от одной до шести цифр. Затем этот список убирают из виду и предъявляют
тестовую цифру. Испытуемый должен решить, была ли тестовая цифра в списке. Например, если список
содержал цифры "3, 6, 1", а тестовая цифра была 6, то испытуемый должен ответить «да»; если список
тот же, но тестовая цифра — 2, испытуемый должен ответить «нет». В этой задаче испытуемые редко
ошибаются; представляет, однако, интерес время принятия решения, определяемое как время между
предъявлением тестовой цифры и моментом, когда испытуемый нажал на кнопку «да» или «нет». На
рис. 8.4 приведены результаты такого эксперимента, показывающие, что время решения возрастает
пропорционально длине запоминаемого списка.
Рис. 8.4. Воспроизведение как процесс поиска. Время принятия решения возрастает прямо
пропорционально количеству элементов, находящихся в кратковременной памяти. Синими кружками
показаны ответы «да», красными — ответы «нет». Время принятия тех и других решений
расположено вдоль прямой линии. Поскольку время принятия решения очень мало, для его измерения
Hosted by uCoz