Navigation bar
  Print document Start Previous page
 279 of 700 
Next page End  

Обсуждая долговременную память, мы снова будем различать три стадии памяти —
кодирование, хранение и воспроизведение, но на этот раз введем два усложнения. Во-первых, в отличие
от ситуации с кратковременной памятью, в долговременной памяти происходят важные взаимодействия
между кодированием и воспроизведением. С учетом этих взаимодействий мы затронем некоторые
аспекты воспроизведения при рассмотрении кодирования и отдельно рассмотрим взаимодействие
между кодированием и воспроизведением. Вторая сложность состоит в том, что зачастую трудно
установить, объясняется ли забывание в долговременной памяти потерей хранения или неудачным
воспроизведением. Чтобы справиться с этой проблемой, мы отложим обсуждение хранения до тех пор,
пока не рассмотрим воспроизведение, чтобы иметь более ясное представление о том, что является
надежным критерием потери хранения.
Кодирование
Кодирование значения. Преобладающая репрезентация вербального материала в
долговременной памяти не является ни слуховой, ни зрительной; она основана на значениях элементов.
Элементы кодируются по их значениям даже тогда, когда это отдельные слова и, что еще более
удивительно, когда это предложения. Через несколько минут после того, как вы услышали
предложение, большая часть того, что вы можете воспроизвести или распознать, — это его смысл.
Предположим, вы слышите предложение «Автор послал комитету длинное письмо». Данные
показывают, что спустя всего две минуты вы в лучшем случае только случайно сможете определить,
слышали ли вы именно это предложение или предложение с тем же смыслом «Длинное письмо было
послано комитету автором» (Sachs, 1967).
Кодирование значения распространено в повседневной жизни. Когда люди рассказывают о
сложных социальных или политических ситуациях, они могут неверно вспоминать многие частности
(кто что кому сказал, когда что-либо говорилось и кто еще был там), но вполне точно описывают суть
происходившего. Так, во время Уотергейтского скандала начала 70-х годов главный правительственный
свидетель (Джон Дин), как впоследствии было показано, сделал много ошибок, описывая, что
говорилось в тех или иных ситуациях, и все же его свидетельство в целом считают точным описанием
происходивших событий (Neisser, 1982).
Несмотря на то что значение является доминирующим способом представления материала в
долговременной памяти, иногда кодируются и другие его аспекты. Например, мы можем запоминать
поэмы и декламировать их слово в слово. В таких случаях кодируется не только смысл стихотворения,
но и точные слова. Слуховой код также может использоваться в долговременной памяти. Когда звонит
телефон и на другом конце говорят «алло», вы часто узнаете голос. В подобных случаях вы должны
были закодировать в долговременной памяти звучание голоса этого человека. Зрительные впечатления,
вкусы и запахи также кодируются в долговременной памяти. Таким образом, для вербальной
информации в долговременной памяти существует предпочитаемый код (а именно — значение), но
другие коды тоже используются.
Добавление смысловых связей. Часто случается, что смысл имеют сами элементы, которые
надо запомнить, но не связи между ними. В таких случаях можно улучшить запоминание путем
создания реальных или искусственных связей между этими элементами. Например, людям, изучающим
нотную грамоту, надо запомнить, что пять линеек в нотной записи обозначаются как EGBDF; хотя сами
эти символы значимы (они означают ноты на клавиатуре), их порядок выглядит произвольным. Многие
учащиеся поэтому превращают эти символы в предложение «Every Good Boy Does Fine» («каждый
хороший мальчик поступает правильно»); каждый символ здесь обозначен первой буквой слова, а
отношения между словами в этом предложении замещают смысловые связи между символами. Эти
связи способствуют запоминанию, поскольку они задают пути воспроизведения между словами:
например, после воспроизведения слова «хороший» открывается путь к слову «мальчик»
следующему слову, которое надо воспроизвести.
Один из лучших способов добавления связей — более глубокое осмысление материала во время
его кодирования. Чем тщательнее проработано кодируемое значение, тем лучше будет запоминание
(Craik & Tulving, 1975). Если надо запомнить что-либо из учебника, лучше сосредоточиться на его
смысле, а не на точных словах. И чем глубже и основательнее вы расширяете его значение, тем лучше
вы его воспроизведете.
Иллюстрацию некоторых из этих положений дает следующий эксперимент (Brandshaw &
Anderson, 1982). Испытуемые читали о фактах из жизни известных людей, которые позднее им
Hosted by uCoz