Navigation bar
  Print document Start Previous page
 282 of 700 
Next page End  

место парковки», но этот признак воспроизводит старое место, которое мешает выучить новое. В обоих
примерах способность признаков воспроизведения («номер телефона Дэна» и «мое место парковки»)
активировать определенные целевые элементы уменьшается с увеличением количества других
элементов, ассоциированных с этими признаками. Чем больше элементов ассоциировано с признаком,
тем более последний становится перегруженным и тем меньше эффективность воспроизведения
элемента.
Интерференция может действовать на разных уровнях. В одном эксперименте испытуемые
сначала учились ассоциировать различные факты с названиями профессий. Например:
Банкир:
1) попросил обратиться к толпе,
2) разбил бутылку,
3) не отложил поездку.
Юрист:
1) увидел, что шов разошелся,
2) выкрасил старый амбар.
Названия профессий «банкир» и «юрист» служили здесь признаками воспроизведения.
Поскольку «банкир» ассоциировался с тремя фактами, а «юрист» — всего с двумя, слово «банкир»
должно было служить менее хорошим признаком воспроизведения для любого из ассоциированных с
ним фактов, чем «юрист», поскольку «банкир» был более перегруженным признаком. Когда позднее
испытуемых тестировали на распознавание, им требовалось больше времени для распознавания любого
из трех фактов, относящихся к банкиру, чем для распознавания фактов, относящихся к юристу. В этом
исследовании, таким образом, интерференция замедляла воспроизведение. Многие другие
эксперименты показали, что интерференция может приводить к полной невозможности воспроизвести
материал, если слабы целевые элементы или сильна интерференция (Anderson, 1983). Действительно,
долгое время полагали, что интерференция в долговременной памяти служит основной причиной роста
забывания с течением времени; проще говоря, больше забывается потому, что со временем
соответствующие признаки воспроизведения становятся более и более перегруженными (рис. 8.7).
Рис. 8.7. Зависимость забывания от времени. Кривая зависимости забывания от времени
показывает спад воспроизведения. Эта кривая забывания, первая из когда-либо опубликованных, взята
из работы Эббингауза 1885 года. Он заучивал списки из 13 слогов, которые повторял, пока не был
способен воспроизвести список без ошибок в двух последовательных попытках. Затем, по прошествии
времени от 20 минут до 31 дня, он себя проверял, определяя, сколько времени уходит на перезаучивание
этого списка относительно первоначального уровня; чем меньше было забывание, тем меньше
требовалось попыток на перезаучивание списка. На рисунке показана мера легкости перезаучиваний
(доля «сохраненных элементов») в зависимости от времени; из рисунка следует, что мы забываем
много информации за первые несколько часов, но после этого темп забывания снижается. Эта кривая
отражает запоминание бессвязного вербального материала, а для других видов материала были
получены другие кривые (см., например: Bahrick & Phelphs, 1987). Во всех случаях интерференция, как
полагают, играет определенную роль в изменении забывания со временем.
Модели воспроизведения. Для объяснения влияния интерференции был разработан ряд моделей
воспроизведения. Как и в случае с кратковременной памятью, некоторые модели воспроизведения из
Hosted by uCoz